«Это обязательная часть холодной войны»: зачем Россия бряцает оружием перед Трампом

22/03/2017 - 01:21 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

На полуострове Крым проходят, возможно, самые масштабные военные учения. 20 марта российских десантников перебрасывали через Керченский пролив, а 21 марта проходит основной день маневров. Это происходит на фоне грядущего приезда госсекретаря США Тиллерсона в Москву и смягчения антиамериканской риторики.

Что сейчас происходит в Крыму и для кого Москва играет мышцами — в сюжете Василия Полонского.

Это военные учения российской армии в Крыму, которые закончатся завтра. Как заявляет Минобороны, впервые в России были одновременно подняты и переброшены в Крым три дивизии ВДВ. В учениях также принимали участие не только десантники, но и морской флот, и авиация. Всего на полигоне задействовано около двух с половиной тысяч солдат и шестисот единиц техники. По замыслу командования, военнослужащие ведут борьбу с террористами и регулярными войсками условного противника. Последние учения, проходившие на территории Крыма, были восемь месяцев назад. Но тогда это была крупная операция «Кавказ 2016», которая растянулась по всему югу России. Тогда в учениях в Крыму принимали участие всего четыреста солдат и 150 единиц техники. В Киеве все же увидели военную угрозу со стороны России. Сейчас же украинская сторона заявила, что просто наблюдает за российскими учениями.

Владислав Селезнев, пресс-секретарь Генштаба Украины: «За этими учениями и соответствующими структурами, уполномоченными проводить такого рода деятельность, мы наблюдаем. Мы делаем это потому, что учения проходят на временно оккупированной РФ территорией, и к ним привлечено большое количество воздушно-десантных войск вооруженных сил России».

Отрицательно к учениям отнеслись и в НАТО.

Оана Лунгеску, официальный представитель НАТО: «Любые военные действия на территории оккупированного Крыма, в соответствии с международным правом, нелегальны, так как они не согласованы с украинским правительством».

Учения проходят не только в Крыму, но и в соседнем Краснодарском крае. Тут военные тоже представляли обновленную технику. Это модернизированная самоходная артиллерийская установка. Бряцание оружием Минобороны решило продемонстрировать и в Калининградской области, и там тоже не обошлось без нововведений. Организация управления войсками происходила в режиме реального времени, для этого использовались обновленные средства спутниковой связи и беспилотники.

За последние несколько дней учения прошли в Астраханской области, в Чечне и даже на авиабазе в Таджикистане. Все это похоже на очередную демонстрацию силы перед Западом, возможно, в преддверии визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона Москва решила показать мускулы.

 

Все-таки вот такая идет двойная игра, с одной стороны как бы не ссориться с Трампом и не давать особо негативных оценок его высказываниям. Даже «крепкий орешек», казалось бы, Путин — «крепкий орешек», по-моему, комплимент, но в Кремле решили воздержаться от оценки, хорошо это или плохо, хотя уж фильм «Крепкий орешек» смотрели все, и думаю, что сравнение Путина с крепким орешком, его нужно было вознести, на всех каналах об этом говорить. Нет, решили на всякий случай пока лингвистического анализа не делать. С другой стороны, какие-то публикуются на правых сайтах планы по завоеванию Прибалтики, и так далее и тому подобное. В общем, даются двойные сигналы. Что это за игра? Поговорим об этом с политологом Кириллом Роговым.

Кирилл, как вы сейчас оцениваете эту странную диспозицию? Здесь ущипнем, здесь потрогаем, здесь протестируем, а потом прочитаем трамповский твиттер и поймем, где задело.

Я вообще думаю, на самом деле, возвращаясь к сюжету, который у вас был, что здесь события могут развиваться в двух руслах, в двух сюжетах, которые смежные, но не идентичные. С одной стороны, поддержание некоторой напряженности в отношениях с Украиной, — это такая постоянная задача, она и внутриполитическая задача, она и связана с какими-то самостоятельными мыслями и планами в отношении Украины. Потому что поддержание нестабильности в Украине является для Кремля самостоятельной задачей, которая в общем сюжете вписывается, но она может быть даже отделена несколько от, собственно говоря, сюжета с Трампом и с Тиллерсоном, возможным визитом. Так что здесь может быть необязательно к визиту это непосредственно, а идет своим чередом своя повестка нестабильности.

Что касается визита возможного, то здесь действительно очень какая-то, я бы сказал, забавная ситуация, потому что очевидно, что Трамп находится под таким колоссальным давлением в связи с русской темой, что никаких прорывов в этом визите не может быть. Никаких позитивных для Кремля результатов его, публичных, не может быть, потому что они окажутся сразу под огнем чудовищной критики. И, скорее, Кремлю придется демонстрировать свою конструктивность в этих переговорах, притом что в ответ конструктивности и каких-то уступок не будет предъявлено.

Вот например, признание паспортов ДНР и ЛНР — это уже такой явный шаг, который говорит, какие там Минские соглашения, мы признали паспорта ДНР и ЛНР, еще немножко, и мы признаем ДНР и ЛНР, а дальше признаем те референдумы, которые, как выяснится, как мы вспомним, там ведь были проведены в свое время, хотя Путин просил этого не делать. То есть это все время, я бы сказал, некий такой шантаж и некая карточная игра, вот до какой степени они будут терпеть, и когда они выскажутся. Или они не будут жертвовать ядерным разоружением, чем-то более серьезным ради, допустим, Донбасса?

Я думаю, что признание паспортов ДНР и ЛНР — это опять-таки вот тот сюжет взаимоотношений с Украиной, некоторое такое трепать нервы Украине, потому что, я думаю, для повестки Трампа и американской администрации, Госдепартамента и вообще американской элиты, это совершенно несущественное событие. Если будет признание референдумов и какие-то заявки на включение этих территорий в Россию — это будет существенное событие. Это, в общем, мелкий жест, я бы не слишком придавал ему большое значение в контексте российско-американских отношений. Наоборот, это достаточно безвредное, с точки зрения международного реноме, России оно уже никак не ухудшает наше реноме уже, этот шаг, а Украине пистон как бы вставили.

Вот самолеты стали реже летать над авианосцами, раньше чуть ли не каждый день, а теперь довольно редко летают.

Видите, какая разрядка международной напряженности. Это такая обязательная часть холодной войны. Зачем нужна холодная война? Чтобы сначала была зарядка напряженности, а потом разрядка напряженности. Это и есть игра, потом будут чаще летать.

Спасибо.

Фото: Игорь Руденко / РИА Новости

Другие выпуски