Хлопковая компания «Узбекистан». Инспекторы ООН не замечают эксплуатации детского труда

06/10/2013 - 18:56 (по МСК) Павел Лобков
Полевые работы в Узбекистане набирают оборот. В стране пришло время собирать новый урожай хлопка, и началась практически полная мобилизация населения. Так происходит уже давно, десятилетия, но в этот раз власти пустили на поля инспекторов ООН, которые должны следить за соблюдением прав хлопкоробов. Как их обмануть, выяснял Тимур Олевский.

Международная организация труда (МОТ) прислала свою комиссию, которая колесит по полям Узбекистана и проверяет, чтобы там не работали дети.

Хлопкоробы поневоле уже все на работе – каждый раз, когда поспевает урожай в Узбекистане, все подчиняется одному: собрать «белое золото», как там называют хлопковые шарики. Причем собрать их надо руками – машины рвут волокна, а собранный руками и очищенный хлопок имеет большую добавленную стоимость.

На хлопок уезжают все – даже врачи. В Бахмальском районе, где проходили проверки на полях, работали студенты колледжей, 16-17-летние подростки. Власти готовы экстренно вернуть их за парты, как только приезжают наблюдатели, и отвезти потом обратно, кроме того, юноши и девушки сами пишут заявления с просьбой отправить их на полевые работы.

Журналист Сергей Наумов, автор портала Fergananews.com, говорит, что международные наблюдатели, мягко говоря, ничем помочь не могут.

Сергей Наумов, журналист FERGANANEWS.COM: Последние два года детей на поле не гоняют, это большое достижение. То, что делают инспекторы МОТ сейчас, - это мартышкин труд. Спрятать от них юношей и девушек 15-16 лет – это раз плюнуть. К тому же независимых правозащитников и журналистов не допустили к участию в этой комиссии. Чиновники МОТ разъезжают с правительственными чиновниками. Толку от этого никакого.

Хлопок в Узбекистане покупают страны Азии, которые не станут обращать внимание, что он добыт почти рабским трудом – Бангладеш, Китай и другие. Килограмм собранного хлопка стоит от 5 до 7 центов, при этом каждый раз кампания не обходится без жертв – в этот раз сырьем завалило шестилетнего мальчика в Бухарской области. Его мать в это время работала в поле, чтобы заработать на пособие для ребенка – тех, кто уклоняется от работ могут оставить без социальных выплат.
Другие выпуски