Гвозди акционизма. Как художники раздеваются и калечат себя

11/11/2013 - 16:23 (по МСК) Ренат Давлетгильдеев
Поддержать ДО ДЬ

Неподдельный интерес вызвала арт-акции 10 ноября на Красной площади художника Петра Павленского. Где корни у этого явления? 

Ренат Давлетгильдеев: Есть похожий тюремный протест – когда зэки прибивают свои яйца к нарам, бунтуя против тюремного начальства.  Описано это даже у Сергея Довлатова в его «Записках надзирателя». Так прибивал свою мошонку гвоздем к нарам герой одной из историй – растратчик Яковлев.

Как это всегда бывает, критики Павленского разделились на тех, кто считает эту акцию образцом искусства акционизма и тех, кто говорит, что это и не искусство вовсе. Я позволю себе личное мнение. По мне – конечно искусство. И очень сильное. И говорить в случае с акцией на Красной площади нужно именно о новом акционизме, который и продвигает Павленский. Работая со своим телом. Акция-Фиксация, фиксация своего тела, своих интимных мест на брусчатке Красной площади, бессилие, апатия, индифферентность общества. Может быть привязка к дню полиции лишняя, но сильно хуже она не делает. 

Давайте вспомним основные школы акционизма. В первую очередь главную – Венский акционизм. Радикальное, провокационнео искусство 60-х, австрийские художники сломали все возможные табу. Обнаженное тело и кровь – почти в каждой акции. Арт-катарсис, тяжелый для восприятия даже сейчас, что говорить о далеко не таком свободном, пусть и европейском   обществе 60-х.

Названия акций говорят за себя – «Акция пениса», «Рождественская акция»: свинья, убитая в постели, «Акция Либи»: разбитое яйцо разбрызгивается в рот художника из вагины женщины с менструацией.

Главная, уж точно самая известная, акция: «Искусство и революция» в Венском университете. Молодые акционисты провели лекцию  о новом искусстве, искусстве прямого действия,  сопровождая ее мастурбацией и дефекацией, в том числе и на австрийский флаг. После чего Гюнтер Брус – один из идеологов венского акционизма – был вынужден бежать из Вены в Западный Берлин. В Австрии его приговорил к 6 месяцам тюрьмы.

В творчестве венских художников многие черпали российские акционисты. Например, Петер Вайбель и его партнер художница феминистка Вали Экспорт: их акция «Из досье собачьей жизни», Вали Экспорт водит Вайбеля на поводке, как собаку, по улицам Вены.

Похожую акцию спустя 30 лет проведет Олег Кулик, человек-собака. Мастер перформанса и один из самых ярких представителей Московского акционизма.

Вообще московская школа, зародившаяся на рубеже 80-х и 90-х – главный период акционизма в России и один из главных – в мировом пространстве.

Помимо того же Кулика, основной костяк школы представляют Олег Мавроматти, Анатоилй Осмоловский, Авдей Тер Оганьян. Группа «ЭТИ»,  основанная Осмоловским, выкладывала телами художников слово из трех букв у Мавзолея. Правда, художники были не голыми. Но и обнажаться тоже могли: они снимали штаны напротив догоревшего Белого дома.  

Многие из школы московского акционизма уехали из страны. Авдей Тер Оганьян живет в Праге. Он стал первым художников в России против которого еще в 90-е применили 282-ую статью. Тоже «влепили бы двушечку», да руки коротки.  Все это после акции «Юный безбожник»: на ярмарке «Арт Манеж» Тер Оганьян рубил иконы. И возмутил патриарха Алексия и Юрия Лужкова.

Олег Мавроматти проходил по той же статье - оскорбление чувств верующих. Он в 2000-ом провел акцию «Не верь глазам»: привязал себя к кресту, пробил ладони стамиллимитровыми гвоздями, а на спине бритвой вырезал «Я не сын бога». Быть не сыном бога уже тогда было законодательно запрещено. Мавроматти уехал. И теперь живет в США и Болгарии, где и занимается искусством.

Ну и наконец оттуда, из московского акционизма родилась арт-группа «Война». В подвальной мастерской Кулика Олег «Вор» Воротников, Наталья «Коза» Сокол даже жили какое-то время. А Кулик говорил о них:  «Это мои ученики. Я ими горжусь и восхищаюсь».

Другие выпуски