Гуантанамо снова закрывают: как это пытались сделать еще при Обаме и почему ничего не получилось

03/05/2021 - 23:10 (по МСК) Мария Борзунова

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что администрация президента США Джо Байдена закроет тюрьму в Гуантанамо, исправительное заведение для особо опасных для всей Америки преступников, которое находится на военной базе на Кубе. Режим строгой секретности, легализованные пытки — тюрьма в Гуантанамо дискредитирует американскую законность и демократию. Почему ее закрывают только сейчас? Разобиралась корреспондентка Дождя Мария Борзунова.

Закрытие Гуантанамо стало одним из главных предвыборных обещаний Барака Обамы, когда тот избирался еще в первый раз. Распоряжение о ликвидации тюрьмы Обама подписал на второй день после инаугурации 22 января 2009 года. Но президент-демократ явно недооценил сложность задачи. Как писал The New Yorker, чтобы закрыть Гуантанамо, надо было расселить заключенных: либо передать их другим странам, либо перевести в тюрьмы на территории США и судить. Проблемы возникли и с первым вариантом, и со вторым: против него выступили все ключевые ведомства. А в 2010 году Конгресс и вовсе приняли закон временно запрещающий размещать заключенных Гуантанамо на территории Америки. 

В 2018 году Трамп отменил указ Обамы: Гуантанамо не только не закрыли, но и разрешили сажать туда новых заключенных. И вот 2021-й год, опять новая администрация: к власти пришли демократы и опять пообещали закрыть самую известную тюрьму в мире.

Без суда и следствия: открытое после теракта 11 сентября Гуантанамо стало сначала печальным символом правления Джорджа Буша-младшего, а потом и в принципе США. Тюрьма для террористов расположилась на бессрочно арендуемой военно-морской базе США на Кубе. Поскольку тюрьма находится не на территории США, там не действуют американские законы, а значит у заключенных и нет прав, которые гарантированы конституцией. Задержанные могут содержаться бессрочно, пока власти не решат, что человек больше не угрожает безопасности страны. Главное, с чем ассоциируется Гуантанамо — это, конечно, пытки. Правозащитники в том числе публиковали даже список песен, которыми пытают в тюрьме. Исламистов терзают бесконечным воспроизведением трэш-металла. Правда, спецслужбы США называют это: не пытки, а расширенные методы допроса. За все годы через Гуантанамо прошло более семисот человек, сейчас там содержится около сорока заключенных. 

Гуантанамо — это давно имя нарицательное. А еще, важный аргумент во внешнеполитических спорах: российские власти очень любят вспоминать американскую тюрьму на Кубе в те моменты, когда в США начинают говорить о проблемах с правами человека в России. В ответ на список Магнитского российский МИД составил список Гуантанамо: в страну закрыли въезд американцам, которые цитата причастны к пыткам в тюрьме. Российские граждане, к слову, тоже попадали в Гуантанамо.  Последний из них Равиль Мингазов был освобожден в 2016 году, когда специально созданный совет принял решение, что россиянин не несет угрозы безопасности США. Изначально его задержали в Пакистане, подозревали в участии в боевых действиях на стороне Талибана и связях с Аль-Каидой, но формально обвинение ему не предъявляли. Так он провел в Гуантанамо 14 лет. Примечательно, что в Пентагоне во время освобождения Мингазова заявляли, что заключенный просил не передавать его России, якобы на родине с ним будут обращаться еще хуже, чем в американской тюрьме. В итоге россиянина депортировали в Объединенные Арабские Эмираты. 

Про Гуантанамо пишут песни, книги и снимают фильмы. Премьера последнего состоялась в этом году — в Мавританце сыграли Бенедикт Камбербэтч и Джуди Фостер. Фильм основан на реальных событиях — истории Мохаммеда Ульда Слахи, который провел в Гуантанамо без предъявления обвинений 14 лет. Слахи в заключении вел дневник, спустя много лет его рассекретили и выпустили в формате книги еще когда мавританец находился в заключении. А теперь вот сняли фильм.

Работа над этим фильмом произвела впечатление и на актеров: Бенедикт Камбербэтч заявил, что готов умолять Джо Байдена о закрытии Гуантанамо — самой дорогой тюрьмы на Земле. Ее содержание стоит американским налогоплательщикам почти 450 миллионов долларов в год. Но как показывает история воли одного президента мало, чтобы закрыть Гуантанамо, поэтому большой вопрос — удастся ли это Байдену и его администрации. 

 

Фото: DPA/TASS

 

 

Также по теме
    Другие выпуски