Греция вызвала новый кризис в еврозоне. Комментарии из Афин
В Канны прибывают сегодня главы государств для участия в саммите G20. Прологом к этой встрече будет открывающийся сегодня форум "бизнес-двадцатки". На нем свое видение ситуации в мировой экономике представят руководители крупнейших промышленных корпораций и банков.
Лидеры "двадцатки" и прочие гости форума забронировали практически полностью четыре лучших отеля на набережной Круазетт. Известно, что президенты России Дмитрий Медведев и Франции Николя Саркози остановятся в "Мажестике", а президент США Барак Обама, премьер-министры Великобритании и Италии - в "Карлтоне".
В рамках встречи большой двадцатки впервые пройдет совещание профсоюзных лидеров и неправительственных организаций. Основатель "Майкрософт" Билл Гейтс сделает доклад о роли в сегодняшней экономике исследований и инноваций.
Но наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день остается кризис в еврозоне – усугубившийся на фоне последних греческих событий. Накануне Европа была потрясена известием о том, что греческий премьер-министр Георгиос Папандреу неожиданно объявил о планах вынести вопрос о программе помощи стране на всеобщий референдум. Европейские лидеры на прошлой неделе согласовали выделение Афинам второго транша размером 130 млрд евро и договорились с частными инвесторами о списании половины греческих долгов.Референдум способен полностью перечеркнуть эти планы.
Как считает экономист, лауреат Нобелевской премии Кристофер Писсаридес, "в том случае, если греки проголосуют "нет", Греция сразу объявит себя банкротом, там сразу произойдет дефолт". На фоне объявления Георгиоса Папандреу европейские биржи ушли в глубокое пике.
Макеева: Скажите, какая обстановка вообще? Насколько популярно предложение Папандреу провести референдум? Я так понимаю, что кабмин его поддержал, и могут ли на эту ситуацию повлиять извне? Вот премьер Нидерландов заявил, что намеревается не допустить проведение такого референдума в Греции. Возможно ли это вообще?
Богдановский: Уже все лидеры в Европе сделали заявления, в которых выражали шок и недоумение намерению премьер-министра провести референдум по соглашениям, потому что не ясно, что будет, если греки отвергнут кредитное соглашение Европы. Готовы ли они к неминуемому дефолту и выходу из Еврозоны, чего никто не хочет, ни в Греции, ни в Еврозоне, и какие они предложения будут выносить взамен. Точно также в шоке находится и правящая партия в Греции, но она связана партийной дисциплиной, поэтому и поддержала предложение премьер-министра. Оппозиция тоже заявила, что это преступный и невозможный шаг, потому что ставит под угрозу европейское членство Греции. В общем, все в шоке. Тем не менее, правительство намерено выдвигаться с этим референдумом дальше, вопрос только в том, сможет ли она это сделать. Сейчас на повестке дня стоит трехдневное обсуждение вопроса о доверии правительству. Если по какой-то причине правительство этот вотум не получит, то референдума никакого не будет, а будут досрочные выборы.
Макеева: Насколько вероятно, как вы считаете, по ощущениям, куда чаша весов качнулась, что называется, действительно вероятно, что греческое правительство может вот так вот уйти в отставку и тогда референдума не будет, что вообще не вполне понятно?
Богдановский: Дело в том, что еще вчера вечером, ближе к вечеру казалось, что правительство не устоит, и не продержится и до среды просто потому, что одна из депутатов объявила о том, что теперь будет независимой, еще несколько заявили, что они против референдума. То есть, сейчас формально у правительства большинство в два голоса в парламенте и оно подвержено по-прежнему депутатским бунтам, потому что депутатам надоело принимать крайне непопулярные решения под диктатом кабинета. Соответственно, даже если правительство сейчас получит вотум доверия, что, в общем, возможно, есть еще возможности надавить на депутатов, получить желаемые голоса, так вот, даже в этом случае получается, что правительство находится все время под дамокловым мечом: у него крошечное преимущество в парламенте, оппозиция никогда не даст ему шансов на коалиционное правительство. Это значит, что в любом случае, этот дамоклов меч досрочных выборов будет висеть над Грецией постоянно, и очень возможен параличи каких-либо серьезных действий правительства.