Госдеп США раскрыл тайны «Единой России»
Война компроматов оппозиции и правящей партии обрела новую форму. Представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что партия «Единая Россия» участвовала в программах американских неправительственных организаций, финансируемых через агентство США по международному развитию USAID.
Единороссы это отрицают, однако, у оппозиционеров есть свои доказательства того, что правящая партия сотрудничала с Госдепом США. Какие именно – выясняла наша коллега Лола Тагаева.
Тагаева: Представитель Госдепа США Виктория Нуланд объяснила, что партия власти получала гранты через программы Международного республиканского института (IRI) и Национального демократического института по международным вопросам (NDI), которые и входят в состав агентства USAID. По словам Нуланд, в последние годы эти институты ориентировались на проведение тренингов для молодых лидеров, проекты по гражданскому обществу, участие женщин в политических процессах, здравоохранение и помощь молодым активистам различных организаций. В ответ представители руководящих органов в «Единой России» достаточно жестко опровергли заявление Госдепа.
Член Президиума Генсовета Партии, сенатор Андрей Климов, курирующий взаимодействие партии с международными организациями, заявил, что у него вызывает глубокое сожаление тот факт, что представители правительства США использует непроверенную информацию в своих официальных комментариях. А замсекретаря генсовета партии «Единая Россия» Алексей Чеснаков подчеркнул, что это заявление выглядит как «бездоказательная и эмоциональная реакция, продиктованная обычной обидой». И потребовал документально подтвердить распространенную Нуланд информацию. Вместо Госдепа это попытался сделать один из сопредседателей партии ПАРНАС, оппозиционер Борис Немцов. Он выложил в своем блоге информацию о восьми фактах, которые, на его взгляд, доказывают финансирование «Единой России» из бюджета Соединенных Штатов Америки.
Немцов: Финансирование со стороны действующего семинара в Форосе, которым руководил известный единоросс Сергей Марков. Там речь шла о финансировании семинаров «Единой России», которые были в Общественной палате и в Думе. Там шла речь о финансировании ряда конференций, где принимала участие «Единая Россия», в том числе и в Москве, и в Магнитогорске. Там речь шла даже о финансировании «Селигера». Эта вся информация абсолютно достоверная и ни одним из функционеров «Единой России» не была опровергнута.
Это и перевод на русский язык пособий по фандрайзингу для участников лагеря «Селигер», и организация различных молодежных дебатов «Молодой Гвардии»–«Единой России». Бывший глава этой организации, сенатор Руслан Гаттаров считает, что, если такое финансирование и могло быть, то только в единичных случаях, о которых руководству не было известно.
Гаттаров: Ни в какие командировки «молодые гвардейцы» официально не ездили. Я не могу за это ручаться, может быть, кто-то ездил по программам, но в личном качестве. Мы эти дебаты проводили на деньги» Единой России». Я это определённо говорю. Или нам финансировали это за счёт тех денег, которые мы получали по различным грантам, но это были наши российские деньги.
А Сергей Марков, которого Немцов обвиняет в том, что тот в течение пяти лет на деньги Госдепа проводил политологический форума в Фаросе и круглые столы в Госдуме и Общественной палате, тоже прокомментировал эту ситуацию.
Марков: Эта деятельность проводит международные мероприятия, в частности, российско-американские. Естественно, они проводят на двусторонней основе и финансируются также на двусторонней основе. Поэтому всякий, кто будет заниматься международной деятельностью, будет вынужден вести финансирование из разных источников. Естественно, десятки стран участвовали в финансировании мероприятий. Это является абсолютно нормально.
Позиция Кремля, запретившего работу USAID, объясняется тем, что пыталось влиять на политические процессы в России через распределение грантов.