Пришли и за евреями: как Центр «Э» нашел антисемитизм в еврейской общине
Сотрудники центра «Э» провели обыски в офисе Московской еврейской религиозной общины. Основанием, как сообщил РБК, было заявление в отношении Александра Каргина, лидера движения «Шахар». По словам адвоката, полицейские искали запрещенную литературу, возбуждающую вражду и ненависть к социальным и религиозным группам. Эту тему обсудили с руководителем Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным.
Борух, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как вы все это воспринимаете? Как могла оказаться антисемитская литература в еврейской религиозной общине?
Добрый вечер. Мне кажется, не зная всех обстоятельств, совершенно естественным, что именно в еврейской религиозной общине может оказаться антисемитская литература. Неестественно в таком случае обвинять еврейскую общину в том, что она собирается это использовать в практических целях. Но я думаю, что если хорошо поискать, то в любой еврейской библиотеке можно найти антисемитскую литературу, просто потому, что евреи такого рода литературу изучают, и это мне кажется совершенно не противоестественным.
Борух, скажите, пожалуйста, а знаете ли вы, знакомы ли вы с Александром Каргиным? Кто он, и чем он занимался, не знаю, может быть, в области теологии или в области общественных связей? Кого он мог разозлить?
Он довольно известный общественный деятель в еврейской среде. Время от времени он пытается организовывать какие-то митинги, скажем, в поддержку Израиля во время второй ливанской кампании, он организовывает какие-то лекции. Кого он мог разозлить? Это, что называется, вопрос «на засыпку», потому что еврейский общественный деятель может разозлить достаточное количество и антисемитских деятелей, и, вполне возможно, и каких-то еврейских функционеров, это все сложно мне судить. Все, что я могу сказать, это что Каргин, Александр Каргин, фигура довольно заметная и известная. Мне он известен в основном виртуально, я слежу за его публикациями в фейсбуке, «ВКонтакте», не более того.
А он занимался исследованиями иудаизма, иудаистикой? Возможно, исследованиями антисемитской, что называется, мысли в России или где-то еще?
Дело в том, что поскольку сам он утверждает, и его адвокат утверждает, что найденная литература ему не принадлежит, и она подброшена, все остальное будет домыслами. Я лично, могу сказать о себе, я такого рода литературу изучаю, исследую, как в интернете, так и в бумажном виде. Мне ее присылают, как руководителю департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, с просьбой обратить на это внимание, привлечь внимание правоохранительных органов и так далее, то есть гипотетически по почте ко мне такая литература тоже приходить может. Скорее всего, Александр что-то вроде такого вполне мог, даже не зная, иметь в своем имуществе.
Как я понимаю, у многих руководителей еврейских общин России есть никем не запрещенное двойное гражданство России и Израиля, тем более, что господин Каргин является представителем, судя по тексту, который сегодня опубликовал РБК, представителем партии «Ликуд». А партию эту возглавляет, как известно, нынешний премьер Биньямин Нетаньяху. Можно ли ожидать каких-то демаршей со стороны Израиля, дипломатических нот по поводу того, что гражданин Израиля был таким образом обижен, не знаю, был неправомерно, возможно, привлечен к ответственности правоохранительными органами?
Если отвлечься от конкретного дела, то в принципе, с точки зрения государства Израиль, граждане Российской Федерации, даже обладая паспортом государства Израиль, должны соблюдать российские законы. И в этом смысле я могу сказать, что наличие списка экстремистской литературы, в котором, если мне не изменяет память, уже сотни тысяч, по крайней мере сотни тысяч различных статей, журналов, книг, это такая дубинка, под которую может попасть практически любой общественный деятель. И в этом смысле государство ли Израиль, какое-либо другое государство может только предъявлять претензии к наличию такого списка. Но если существует закон, он время от времени срабатывает во все стороны, и этот закон, по которому, 282 статья, по которому было наказано достаточное количество антисемитов, конечно, время от времени обращается и против, собственно, евреев. Это не первый случай, я хочу напомнить, что в список экстремистской литературы комическим, трагикомическим образом внесен детский роман немецкого раввина ХIX века, рассказывающий о насильно крещенных детях в Литве, в средневековой Литве. Поэтому сам по себе этот список, он довольно абсурден. Дела же, по нему возбуждаемые, или такого рода следственные проверки, по-моему, совершенно естественны.
И последний вопрос. В России есть две крупных организации, Федерация еврейских общин России и Российский еврейский конгресс, за ними стоят разные, скажем, патроны, за одним вроде как Роман Абрамович, за другим Владимир Гусинский. Могут ли эти противоречия каким-то образом быть использованы правоохранительными органами? Могут быть источники доноса где-нибудь, скажем так, в других еврейских организациях?
Ну, Гусинский это, конечно, предание давно минувших дней, Еврейский конгресс возглавляет Юрий Каннер сейчас, Гусинский давно Еврейским конгрессом не занимается. И никаких особых разногласий между Российским еврейским конгрессом и Федерацией еврейских общин России не существует. Более того, существует целый ряд партнерских проектов, и это совершенно естественно. Могут ли использованы быть, могут ли быть предприняты попытки использовать разногласия в еврейских организациях? Ну, это вопрос теоретический. Конечно, следственные органы, специальные ведомства такого рода разногласия всегда с удовольствием готовы использовать для получения необходимой информации. Но пока я этого на себе не ощущал.
Спасибо.