Колониальный флаг и субботники после митингов: все, что нужно знать о протестах в Гонконге
Лондон предупредил Китай, что в случае несоблюдения договоренностей по Гонконгу последуют серьезные последствия. Обострение вызвали протесты в Гонконге, направленные против центральных китайских властей. 1 июля участники акций протеста взяли под контроль здание парламента и установили там колониальный британский флаг. Всего в протестах участвуют более миллиона человек. С чего все началось и что сейчас происходит в Гонконге — в материале Евгении Зобниной.
На следующее утро после разгрома парламента в Гонконге спокойно. Настал рабочий день, и о протестах напоминает только разбитое здание законодательного совета и запрет на продажу бензина в канистрах. Вчера демонстранты ворвались в здание парламента, вывесили там британский колониальный флаг — в знак протеста против экспансии материкового Китая.
1 июля — годовщина перехода Гонконга от Британии к Китаю. 22 года назад здесь появился специальный административный район — часть КНР, но с автономией и демократией. Обычно в этот день на улицах около 10 тысяч, теперь — в 50 раз больше.
Штурм законодательного совета длился несколько часов, активисты разобрали забор, выбили стекла. Внутри черной краской закрасили символы города.
В парламенте, должны были принять законопроект, по которому власти Гонконга могут выдавать подозреваемых Китаю, с которым у них нет соглашения об экстрадиции. Именно это стало причиной бунтов — на один из десятков маршей выходило 2 миллиона из 8-миллионного города. Это студенты, семьи, бизнесмены.
Протестующие боятся: этот закон повлияет на диссидентов, которые бежали от преследования китайских властей. А вот те, кто за, уверены: он поможет бороться с международной преступностью. Но оппозиция видит в этом растущее влияние Китая. И дело не только в этой поправке.
Степан Мостовой, бизнесмен, блогер из Гонконга: На острове Гонконг было место, выделенное для военных кораблей — британских, американских, немецких, любых. И это место огородили забором и отдали в пользование китайской армии. Вроде бы ничего в этом страшного нет, но местная общественность взбунтовалась и сказала — ну как?
Протесты начались еще в марте, но глава администрации Гонконга Кэрри Лэм была уверена: закону быть. Несмотря на критику Европейского союза и марши в самом Гонконге.
12 июня, когда в центре Москвы разгоняли акцию в поддержку Ивана Голунова, в Гонконге возобновились масштабные демонстрации. В знак протеста не работали магазины и кафе, и даже местные порносайты вывесили такие заглушки: «Работа сайта приостановлена с 11 июня, если вам это не нравится, 12 июня в 11 часов приходите лично решать вопрос о гонконгском законодательстве»
Активисты запомнились поразительной дисциплиной. Единственная жертва миллионных маршей — парень, который разбился насмерть, когда вешал плакат с надписью «Занимайтесь любовью, а не стрельбой». В его честь — сотни записок на тротуаре. После акций устраивали субботники, сортировали мусор. Заботились о защите журналистов. Оставляли друг другу бутылки с водой, чтобы не только пить, но и гасить гранаты со слезоточивым газом.
Полиция жестко разгоняла активистов — в ход шли перцовый газ, дубинки и резиновые пули. И вот что странно — по словам самих протестующих, именно 1 июля полицейские вдруг уменьшили оцепление вокруг парламента. Поэтому тех, кто вошел в здание, большинство митингующих назвали провокаторами. Они были на виду, в то время как организаторы протеста свои лица прятали.
Главное требование демонстрантов уже не просто отмена законопроекта об экстрадиции — его власти отложили на неопределенный срок.
Леонид Ковачич, китаист: Их основное требование в том, чтобы нынешний руководитель Гонконга Кэрри Лэм ушла в отставку. Она пропекинский руководитель. Вся ее политика направлена на сближение с материковым Китаем. С одной стороны определенные объективные основания для этого есть, потому что экономическая мощь материкового Китая сейчас не сравнима с гонконгской.
В Китае несмотря на коммунизм и ущемление в правах гордятся этой экономической мощью и недоумевают, почему их соседи не хотят так же, как в Пекине. Но вот пример: гонконгцы 6 июня устроили ежегодную траурную акцию по жертвам событий 89-го года на площади Тяньаньмэнь. 30 лет назад пекинские студенты вышли с демократическими требованиями, но их разогнали танками. На материке об этом нельзя упоминать, а в Гонконге люди зажигают свечи.
Фото: Tyrone Siu / Reuters