Главный хасид СНГ: я готов стать посредником в споре о библиотеке Шнеерсона

17/01/2013 - 21:40 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Российские власти думают, как бы ответить Соединенным Штатам в новой дипломатической войне. Накануне суд округа Колумбия постановил: Москва обязана платить по $50 тысяч бруклинским хасидам.

Религиозное движение «Хабад» в очередной раз отсудило право на так называемую «библиотеку Шнеерсона» – коллекцию древнееврейских рукописей. После Второй Мировой она находится в Российской государственной библиотеке. Потомки раввина Шнеерсона требуют вернуть им священные тексты.

Российский МИД возмутился решением суда и готовит ответные меры. Пока, правда, неясно, какие именно. Свой вариант предложил министр культуры Владимир Мединский. «В этой же логике Хамовнический суд начнет рассматривать стоимость Аляски. Как в известном анекдоте: «…и эти люди запрещают мне ковырять в носу?».

Тимур Олевский отправился к раввину московской синагоги на Большой Бронной Ицхаку Когану, руководителю российского подразделения объединения хасидов «Хабад».

Олевский: Что же делать в ситуации, когда стороны не могут договориться?

Коган: Я думаю, что вопрос заключается в том, что нужно понять, что есть святые книги и есть просто книги. Тогда будет найдено решение. Сегодня Россия стоит на пути возвращения религиозных ценностей тем, кому они дороги. Мы близки к этому решению. Мы были первой организацией, которая потребовала возвращения этих книг, и нам 8 октября 1991 года суд вынес решение о возвращении книг. Потом два раза повторялось в верховном арбитраже. Вроде бы все шло к тому, что книги будут возвращены. Потом все начало откатываться обратно. Первая книга была возвращена. Это было в 93 году.

Олевский: С тех пор прошло много времени. Сейчас создается впечатление, что Россия оказалась в ситуации, когда если она выполнит решение американского суда и передаст вам книги, то может создастся нехороший прецедент для других ценностей, которые Россия, может быть, не хочет передавать. Может быть, вы уже получили какие-то сигналы от российских властей, которые говорят о том, что эта ситуация все-таки будет разрешена?

Коган: Любавические хасиды в Америке – это те, кто успели спастись от преследования в 30-х годах и вынуждены были убежать через Польшу в Америку. Это Любавичское движение с 40ого года находится в Америке. На самом деле родина его – Россия, книги были собраны в России, поэтому мы как российская община обратились в 91 года за возвращение.

Олевский: Может быть, что книги будут просто переданы в Россию?

Коган: К сожалению, первое решение суда, которое всех устраивало, и книги до сегодняшнего дня не были переданы. Было обещание не только нам, было обещание передать их в Марьину Рощу, тоже не было выполнено. Это большое собрание. Сегодня я слышал интервью директора библиотеки, который говорил, что эти книги для них не представляют особой ценности, потому что у них есть дубликаты, а для Любавичского движения эти книги святые, потому что они принадлежали их духовным наставникам.

Олевский: Видите ли вы какую-нибудь третью сторону, которая бы могла встать между Любавичской общиной в Москве или США и российским правительством и что-то предложить, прийти к соглашению, договориться без судов?

Коган: Если российское правительство считает меня достаточным для ведения переговоров, я готов вылететь в Америку и вести переговоры, потому что я являюсь главой Любавичского движения СНГ.

Олевский: А есть ли какие-то наметки, обмен культурных ценностей одних на другие?

Коган: Были прецедентные разговоры об этом в 1991-92 годах. Речь шла о партийном смоленском архиве, который был в Америке, чтобы поменять его на библиотеку Ленина. Мы нашли такие же книги того же года издания, я принес их в библиотеку Ленина и попросил поменять, они отказались.

Также по теме
    Другие выпуски