Геннадий Тимченко разочаровался в нефти
С подробностями наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.
Пархоменко: Место Геннадия Тимченко на посту главного дилера крупнейшей российской нефтяной компании заняли иностранные гиганты Vitol, Glencore и Shell. Это стало настоящим шоком для участников рынка.
Они уже привыкли к тому, что именно Тимченко, которого различные источники называют другом президента Владимира Путина, получает практически эксклюзивные контракты на торговлю российской нефтью. В связи с этим в российский и зарубежной прессе неоднократно появлялась неофициальная информация о том, что, возможно, сам Владимир Путин является конечным бенефициаром компании Gunvor. Сообщения эти конечно же опровергались. Но так или иначе, именно благодаря особым условиям работы с российскими нефтяными гигантами, детище Тимченко, созданное в 1997 году в Швейцарии, меньше чем за 10 лет заняло четвертое место в мировом рейтинге трейдеров сырьем с выручкой более восьмидесяти млрд долларов.
«Роснефть» была флагманом в клиентской базе Gunvor. Но потеряна не только она. Годовые контракты «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР также отданы конкурентам. В результате у Тимченко осталась только одна компания из большой нефтяной четверки – «Газпром нефть». Впрочем, ее контракта хватает только на два танкера в месяц, да и тот истекает в декабре. Таким образом, от некогда практически монопольной доли на рынке торговли российской нефтью, которая составляла 40%, осталось всего 15%. Таким образом, Gunvor фактически выдавлен с основного для себя рынка, считают трейдеры.
В самой Gunvor парируют эти комментарии заявлением о том, что торгуют не только с помощью долгосрочных контрактов и реальные объемы продаж Urals гораздо больше, чем может показаться. Кроме того, компанию все больше интересуют другие рынки, в частности торговля нефтепродуктами, а также другими видами сырья, от металлов до угля.
Версий того, почему Тимченко все меньше интересует сырая нефть, на две. Первая состоит в том, что конкурсы в российских нефтяных компаниях стали более прозрачными и приближенными к рыночным. Во-первых, это привело к тому, что резко выросла конкуренция. Во-вторых, цены, по которым нефть отпускают производители, теперь уже не так выгодны и не сулят сверхприбыли, которые Gunvor имела раньше.
Вторая версия так сказать закулисная. И заключается она в том, что у Тимченко случился разлад в отношениях с патриархом российской нефтегазовой отрасли, главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Источники газеты «Ведомости» ранее сообщали о том, что в последнее время Сечин в разговорах с коллегами не скрывал своего раздражения по поводу того, что Тимченко «может позволить себе жить легальным миллиардером, тогда как он горбатится как папа Карло день и ночь». Сам Тимченко на этот отвечал, что отношения с Сечиным у него нейтральные и деловые.
Партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что обе версии происходящего имеют право на жизнь. Хотя о том, что Тимченко впал в немилость Кремля говорить все же рано.
Крутихин: Я думаю, что и то, и другое может быть верным. Отчасти серьезная ссора, хотя вряд ли, некоторое соперничество все-таки есть. А вот что касается игроков - да, некоторое разделение рынка и оставаться монопольным экспортером нефти, как минимум, двух мощных компаний, таких как «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», уже не так привлекательно, как прежде. Я вижу, что Тимченко старается разнообразить свой бизнес. В данном случае он уходит от одного места и будет наращивать присутствие в другом.
За прошедшие годы успешной работы с российскими нефтяниками Тимченко заработал миллиарды долларов. Российский журнал Forbes оценил его состояние в 9 миллиардов долларов и поставил в рейтинге российских богачей на 12 место. Глава фонда энергетической безопасности Константин Симонов считает, что теперь его интересы простираются шире, чем только торговля российской сырой нефтью.Симонов: Тимченко до сих пор один из влиятельных бизнесменов, безусловно, я убежден, что при приватизации государственных активов, Тимченко будет играть важную роль. Именно поэтому в последнее время он стал себя позиционировать как российский бизнесмен.
Вне зависимости от того, будет ли Тимченко торговать в будущем нефтью или нет, и будет ли допущен к приватизации крупнейших российский активов, его нынешнее положение итак достаточно крепко. Вместе со своим партнером Леонидом Михельсоном они владеют крупнейшим российским производителем газа, компанией Новатэк и нефтехимическим концерном Сибур. Оба этих актива за последнее время значительно выросли в цене, а вместе с ними выросло и состояние Тимченко.