Где депутат Муцоев нашел $1,5 млрд на Polyus Gold

22/02/2013 - 21:45 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен

Депутат занял место Прохорова в добыче золота. Миллиардер Михаил Прохоров продал свою долю в одной из крупнейших в России золотодобывающих компаний Polyus Gold.

Одним из покупателей выступил депутат Госдумы от «Единой России» Зелимхан Муцоев, который выложил за половину продаваемого пакета более полутора миллиардов долларов. Об одной из крупнейших сделок в отрасли – наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Сегодня группа «Онэксим» Михаила Прохорова официально сообщила о продаже почти 40% акций компании Polyus Gold. Актив оценен в 3 млрд. 600 млн. долларов. Покупателями на паритетных началах выступили два бизнесмена, один из которых еще и депутат. Это Гавриил Юшваев, бывший совладелец компании «Вимм Билль Данн». А второй – Зелимхан Муцоев, депутат Госдумы от «Единой России», акционер «Уралкалия» и в прошлом – владелец трубного бизнеса.  К ним мы еще вернемся, но сейчас несколько слов о сделке. 

Попытки выкупить долю Прохорова в Polyus Gold предпринимались неоднократно и с разных сторон. Но всегда главным интересантом этой сделки называли Сулеймана Керимова, второго совладельца компании.

Его план состоит в том, чтобы объединить Polyus Gold со вторым российским гигантом на рынке цветных металлов, компанией «Полиметалл». В результате получится игрок глобального масштаба по объемам производства, но сконцентрированный в России.

Впрочем, у Прохорова был другой взгляд. Он считал, что лучше сливаться с кем-то из мировых лидеров и таким образом выходить на международную арену. И то, и другое видение развития компании вполне имело право на жизнь, но в итоге можно смело предположить, что выиграл в этом споре все-таки Сулейман Керимов. По крайней мере, источники «Ведомостей» отмечают, что именно его интересы представляют Юшваева и Муцоев.

В частности, с последним у Керимова давно партнерские отношения.  Три года назад Муцоев стал одним из покупателей компании «Сильвинит», производителя калийных удобрений. Впоследствии компания была объединена с «Уралкалием», где одним из крупных акционеров был Керимов, в итоге появился крупнейший в мире игрок на рынке калия. Юшваев, по данным прессы, также давний знакомый Керимова.

Но вернемся к покупателям. Юшваев в начале 1990-х стал одним сооснователей компании «Вимм Билль Данн», впоследствии ставшей одним из крупнейших производителей молока и соков. В 2010 году компанию выкупила PepsiCo, Юшваев за свою долю получил чуть более 1 млрд. долларов.

Зато гораздо богаче биография у второго покупателя – Зелимхана Муцоева. В прошлом году он стал дебютантом списка миллиардеров журнала Forbes с личным состоянием в 1,5 млрд. долларов. В конце 1980-х он начинал свой бизнес с пошива курток-пуховиков, к концу 1990-х стал главой Первоуральского новотрубного завода, а в середине 2000-х продал его за 400 млн. долларов. Позже, как уже было сказано, он занялся калийным бизнесом. В Думу он впервые попал в третий созыв, избравший в 1999-м году по тому самому Первоуральскому округу, где находился принадлежащий ему трубный завод. Затем он трижды переизбирался в парламент, в последние два раза уже в составе «Единой России».

С одной стороны, готовность выложить 1,5 млрд. долларов за долю в золотодобывающей компании легко объяснить тем, что ранее он занимался бизнесом. С другой стороны, есть некоторые вопросы к его декларации о доходах. Начнем с того, что на сайте Госдумы ее просто нет. Вот так выглядит личная страничка депутата, вот его данные о доходах и имуществе за 2011 год. Как видим, у Муцоева ее попросту нет. Последняя декларация, которую мне удалось найти, относится к августу 2011 года. Ее Муцоев подавал в ЦИК как кандидат в депутаты. В ней значится депутатская зарплата в 2 млн. рублей в год, несколько участков  в Подмосковье, два дома, два автомобиля и счет в банке «Балтика», на котором лежат 5 тыс. 259 руб. и 63 коп. Все: ни акций, ни ценных бумаг, ничего. Член комиссии Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах Виталий Золочевский затруднился ответить, почему на сайте Думы нет свежей декларации. В то же время, он не исключил, что последняя покупка Муцоева и источники ее финансирования могут заинтересовать депутатов и компетентные органы.

Виталий Золочевский, депутат Госдумы: Я не помню таких событий, чтобы Госдума как-то относилась к сделкам, в которых участвуют депутаты, но если эта информация прозвучит на вашем телеканале или в газетах, по радио, я думаю, правоохранительные органы будут вынуждены отреагировать. Есть определенные положения в комиссии, согласно которым комиссия начинает работать по факту запросов со стороны политических партий, если в СМИ появляются какие-то сведения о такого рода деятельности, и о том, что она незаконна. Тогда комиссия собирает и рассматривает конкретные факты.

Вообще, покупка на 1,5 млрд. долларов в наши неспокойные для депутатов времена выглядит, по меньшей мере, смелым поступком, если не дерзостью. Впрочем, учитывая с какой легкостью в последние дни депутаты расстаются со своими мандатами, не исключено, что их примеру последует и Муцоев.

Игорь Бунин, политолог: Я думаю, у него всегда есть возможность выйти. Поскольку взят курс на якобы самоочищение, это вызывает непонятную реакцию: откуда, что, почему и так далее. Мне кажется, что депутатский мандат потерял свою ценность. От него можно и отказаться. Отказаться – и дело с концом. Ничего страшного не произойдет.

Мне остается лишь добавить, что мы будем следить за депутатской судьбой Зелимхана Муцоева. Есть стойкое ощущение, что он станет одним из следующих депутатов, добровольно сдавших мандат.

Другие выпуски