«Газпром» первый по прибыли за счет бюджета
Американский журнал Forbes признал российский «Газпром» самой прибыльной компанией в мировой экономике по итогам 2011 года.
Прошлогодняя прибыль «Газпрома» – почти 45 миллиардов долларов. Российский газовый монополист опередил по этому показателю лидера 2010 года – американскую ExxonMobil. Третью позицию рейтинга занял китайский банк Industrial and Commercial Bank of China.
Столь высокие позиции российского монополиста на мировой арене мы решили обсудить с президентом консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаилом Корчемкиным и узнать, как же «Газпрому» удается добиться таких показателей.
Казнин: Как удается добиться таких показателей именно в масштабе мировой экономики?
Корчемкин: Заслуга принадлежит российскому правительству, которое обеспечило самый низкий уровень налогообложения для национального достояния Российской Федерации. Дело в том, что с 2009-го по 2010-й год доля налогов и общей выручки компании снизилась примерно с 50% до 1/3. Кроме того, «Газпром» получает многочисленные субсидии, что в целом и позволило компании стать самой прибыльной в мире.
Казнин: Почему так не делают правительства других стран со своими компаниями?
Корчемкин: В других странах смотрят на топливные и другие компании как на предмет налогообложения, а российское правительство смотрит на «Газпром» немножко по-другому, именно как на национальное достояние, которое нужно холить и которому нужно обеспечивать режим наибольшего благоприятствования. Даже наименее прибыльный сектор «Газпрома» - продажа газа российским потребителям - уже достиг прибыльности около 30%, что очень высоко. Но «Газпром» считает, что этого недостаточно и требует повышения цен до достижения прибыльности, равной с экспортом.
Макеева: У нас на слуху недавний скандал с участием «Газпрома» и с участием целого города с другой стороны – Ярославля, когда выяснилось, что там массовые долги «Газпрома» за газ у муниципальных предприятий, и чуть ли не весь город собирались отключить от газоснабжения. Мэр города Урлашов тогда выступал со всякими заявлениями, как нужно, по его мнению, поступать федеральному правительству, чтобы не складывалось таких ситуаций. И тогда звучало такое мнение, что, мол, «Газпрому» не платят внутренние потребители, то есть очень много долгов. Ярославль, прямо скажем, не самый бедный город - и у него такая ситуация, что говорить о действительно бедных регионах? Можно ли говорить о том, что вот эти дотации правительства призваны фактически компенсировать вот эти долги?
Корчемкин: Дотации правительства и субсидии, они намного превышают те немногочисленные долги, которые «Газпром» имеет внутри Российской Федерации. Например, возможные льготы по экспорту через газопровод «Голубой поток» в прошлом году составили 1,6 миллиардов долларов. Например, льготы по экспорту газа на Украину тоже составили около 1 миллиарда долларов. То есть только 2 этих позиции означают субсидии размером в 2,5 миллиарда долларов, что очень большая сумма.
Казнин: Угрожает ли развитию «Газпрома» в долгосрочной перспективе добыча сланцевого газа? В США, например, стоимость кубометра газа стоит около 110 долларов, до исторических минимумов, как мы понимаем, опустился он. «Газпром» в Европу продает в среднем по 400 долларов за тысячу кубов, то есть в 4 раза дороже.
Корчемкин: В принципе, конкуренция не угрожает нормальным компаниям, компаниям, которые умеют конкурировать. А «Газпрому» больше всего угрожает его собственная инвестиционная программа, программа строительства газопроводов. Под этим грузом компания может рухнуть и обанкротиться.
Казнин: Но ведь как раз на эти газопроводы расчет делает правительство, по крайней мере, официально такова версия строительства этих дорогостоящих объектов?
Корчемкин: Расчет на какое-то очень отдаленное и светлое будущее за 2030-м годом, но газопроводы почему-то строить немедленно и сейчас. В принципе, я не видел, буквально последние месяцы появился только анализ, выполненный в энергоцентре «Сколково», который показывает как раз то, что экспортные планы «Газпрома» недостижимы. В самой компании серьезных исследований произведено не было. Они повторяют как мантру тезис о том, что потребление газа будет неизбежно расти, спрос на российский газ будет только увеличиваться, поэтому российский газ будут покупать по любой цене. На самом деле это далеко не так.