Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что губернаторов российских регионов не будут увольнять за невыполнение новых показателей эффективности. Один из таких новых показателей — доверие граждан к Путину. По словам Орешкина, чье ведомство участвовало в разработке этих критериев, показатели эффективности рассчитаны на поощрение, а не на наказание. Губернаторы, признанные эффективными, получат больше поощрительных грантов, на которые правительство ежегодно выделяет 20 миллиардов рублей. Мы обсудили эту тему с политологом Аббасом Галлямовым.
Аббас Радикович, что же это за критерии, зачем их сейчас вообще выпустили?
Вообще надо понимать, что это далеко не первый критерий, который внедряет Кремль, предыдущие критерии они внедрили в конце 2017 года, предыдущий набор был.
Тоже для губернаторов?
Да-да. На самом деле до этого тоже с определенной периодичностью, на протяжении как минимум семи-восьми лет уже, Кремль с определенной периодичностью…
А чем отличаются списки?
Их количество то увеличивается, критериев становится несколько десятков, иногда их количество резко сокращается, их число сокращается. Вот сейчас их 15, а был момент, когда их было буквально 3-4. Каждое следующее поколение управленцев, которое приходит во властные кабинеты в Кремле, в федеральном центре, они считают, то есть они видят, что административная машина работает плохо, они понимают, что что-то надо сделать, а в головах у нашего человека обычно сидит — закрутить гайки, жестче контролировать. И они начинают внедрять свои собственные системы контроля, так сказать в соответствии со своими представлениями о прекрасном.
Все бы замечательно, но за все время, пока они экспериментируют с формами контроля, экономика в лучшем случае стагнирует, а в основном снижается, точно не растет, уровень жизни падает, показатели социального оптимизма падают, рейтинги властей снижаются, то есть контроль есть, а эффективности нет. Но на самом деле проблема-то не в том, как контроль отстроен, контроль всего лишь одна из многих функций управления, на самом ведь деле гораздо важнее правильно сформулировать стратегические задачи, так сказать, и работать на их выполнение. Контроль — это лишь то, что потом начинается, и если не работает первая часть, то что ты там ни контролируй, они не наработают.
А проблемы как раз в первой части, регионы полностью лишены финансов, все ресурсы: административные, силовые, финансовые централизованные и находятся под контролем Москвы, в Москве считают, что они лучше понимают, как и чем должен заниматься губернатор на месте. Если вдуматься, вот сама система: вот вам набор критериев, вы должны им соответствовать. Слушайте, почему чиновник, Орешкин, например, сидящий здесь, на Маяковской площади, или кремлевский чиновник, сидящий на Старой площади, почему они думают, что они лучше губернатора Челябинской области знают, что нужно делать в Челябинской области? Страна большая, приоритеты, проблемы, стоящие в разных регионах, разные. Есть общие, но есть и разные. И в общем-то надо брать и просто давать полномочия людям на местах самостоятельно принимать решения. Право принимать решения у них отобрали, стянули их сюда, и вот теперь экспериментируют с разными формами контроля.
А как все-таки будет происходить измерение соответствия губернаторов тем самым пятнадцати критериям? Они будут сдавать зачеты, они будут подавать какие-то цифры?
Ну, там в указе прописано…
Там есть какие-то обобщенные понятия, типа лояльности к власти. Это как вообще можно измерить?
Это социология, это как раз ничего сложного нет, социологов высаживаешь, они там все меряют. Вернее, московские социологи подряжают местных социологов, те там меряют, вот в Кремле на все это смотрят. На самом деле это всегда было, просто поставить это на первое место теперь публично, в юридическом документе, не в понятийном плане. Губернаторы, повторюсь, давно уже знают, что главная их задача — обеспечивать результаты выборов, но теперь это юридически уже прописано. То есть власть сама расставила приоритеты, нас вот это волнует больше всего — рейтинг Путина и рейтинг губернатора, что, с моей точки зрения, ошибка.
Людей все больше раздражают действия власти, и власть показывает, что уровень жизни населения к ее приоритетам не относится, ее собственные рейтинги и ее собственное политическое положение волнует больше, чем уровень жизни населения. В общем, власти замеряют с помощью социологии первый вот этот критерий, все остальные критерии — с помощью обычной статистики. Если я не ошибаюсь, к первому апреля правительство должно собрать с регионов, регионы должны предоставить правительству, правительство все это обработать и представляет президенту сводный доклад по итогам предыдущего года.
А вот интересно, если вы говорите, что это уже много лет существует, эти KPI-критерии, можно ли сказать, какие из губернаторов пока в качестве отличников выступают, и как это сказывается на их карьерах?
Ну, отличники известны. Это в первую очередь регионы вот этих северных ХМАО и ЯНАО, Ханты-Мансийская и Ямал, то есть Тюмень. И плюс Татарстан, плюс еще несколько регионов, чуть в меньшей степени Башкортостан, регионы, завязанные на сырьевую экономику. Там, где много либо нефти добывается, либо нефть перерабатывается, либо газ, это самое лучшее, либо металлургия.
Там повыше уровень жизни, да?
Там серьезный бизнес, зарегистрирован там и платит налоги там. Там и уровень жизни выше, там и политическая стабильность выше в среднем. Эти регионы числятся в отличниках. На самом деле все примитивно, вот есть у тебя что из земли извлекать, так сказать, вот ты лучше живешь. Нету у тебя такого…
Единственное исключение тут, Калужская область, которая на протяжении многих лет демонстрировала эффективность, не будучи сырьевым регионом, но там, знаете, люди новая нефть, новый слоган. На самом деле все держится на связях, я имею в виду, у губернаторов хорошие отношения с Грефом, и Греф превратил с помощью финансирования соответствующего этот регион в модельный, он кредитовал активно различные проекты, соответственно, еще один регион. Ну вот в общих чертах я вам несколько регионов назвал. Повторюсь, природа их богатства связана, она на поверхности, она не связана с эффективной работой губернатора какой-то, она связана в первую очередь с…
Естественными его свойствами.
Да.
Губернаторы испугались этих новых критериев, не знаете?
Слушайте, они постоянно боятся. Они постоянно боятся Кремля, и в этом смысле они просто приняли к сведению, они увидели, что некоторые приоритеты по отношению к тем, что были в 2017 году обозначены, теперь поменялись. Соответственно, у них как тришкин кафтан, знаете, они сейчас спешно будут сдирать заплатки с того места, куда они их пришивали предыдущие полтора года, и будут накладывать их на новое место. Вот то убогое финансирование, которое у них есть, те небольшие скудные ресурсы, они их будут сейчас перенаправлять, оголяя прежние прорехи.
И почему-то их совершенно не жалко.