Почему загибается футбольная академия, которая выпустила Зобнина, Кутепова и Дзагоева
В середине двухтысячных в Тольятти появилась футбольная академия имени Коноплева, которую финансировал Роман Абрамович. Трое футболистов из нынешнего состава сборной России: Алан Дзагоев, Роман Зобнин и Илья Кутепов — воспитанники этой академии. Сейчас академия в упадке, финансирования не хватает. Алексей Коростелев съездил в Тольятти и выяснил, что творится с академией Коноплева.
Почерневший мяч, плешь на искусственном газоне — академия Юрия Коноплева в Тольятти даже с этим набором остается одной из лучших футбольных школ страны. Русскую гордость здесь производит не только Автоваз.
Дмитрий Маханек, полузащитник Академии Коноплева: Я пришел сюда в 5 лет, привели родители, брат. Мне здесь все нравится. Есть возможность двигаться. Хочу играть в «Манчестер Сити», «Юнайтед», каждый день иду к этой цели.
Слова 13-летнего Димы могут показаться простыми юношескими грезами, но когда-то на его месте об этом же мечтали люди, которые 7 июля едва ли не стали полуфиналистами Чемпионата Мира.
Алан Дзагоев хоть и пропустил большую часть чемпионата из-за травмы, но все равно уже несколько лет считается основным игроком сборной. Хотя после такого чемпионата в кого из этой сборной кто-то может бросить камень? Илья Кутепов, Роман Зобнин — каждый после чемпионата чуть ли не национальный герой.
Игорь Кечаев сейчас главный в Академии Коноплева и он помнит эту тройку игроков еще подающими надежды юнцами. Сейчас здесь на них смотрят снизу вверх.
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: Зобнин приезжал со сборной, и он подарил мальчишкам билеты на Россию — Уругвай.
Виталий Владимирович каждый день выводил всех троих на тренировку. Хоть он отвечал за ребят помладше, то поколение ему запомнилось хорошо.
Виталий Марьянков, главный тренер команды 2005 года рождения: Дзагоев — фанат футбола, сам себя сделал, не такие большие скоростные возможности, но голова хорошая, понимание футбола. Кутепов чуть раньше ушел, но основную базу они получали здесь.
Тренеры Академии после чемпионата мира дали уже десяток интервью — здесь ведь воспитывались будущие национальные герои, но сейчас Академия Коноплева переживает не лучшие времена
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: В 2013-ом стоял вопрос о закрытии.
Саму академию в 2003-м основал местный предприниматель Юрий Коноплев. В 2007-ом ему позвонили с неизвестного номера. Оказалось — Роман Абрамович. Предложил деньги на развитие.
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: В 2006-ом его не стало, но он успел договориться с Абрамовичем по поводу финансирования.
Коноплев умер от инфаркта, не дождавшись главного триумфа в своей жизни — сначала несколько его воспитанники выиграли молодежный чемпионат Европы, а через 10 лет трое дошли до четвертьфинала чемпионата мира.
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: Он выбрал после разговора с Юрием Петровичем. Эта академия была первопроходцем — после этого начали образовываться академии в Москве, в частности в Краснодаре-Галицком.
То время вообще было лучшим в истории российского футбола. Фонд «Национальная академия футбола» возглавил тогда еще депутат Госдумы Сергей Капков — тогда он был просто «человеком Абрамовича».
Этот фонд и финансировал академию Коноплева, приглашал в сборную России Гуса Хиддинка.
Сергей Капков, бывший глава фонда «Национальная футбольная академия»: Юрий Коноплев начинал в нее вкладывать, но трагически умер от инфаркта. Мы подставили свое плечо. Роман Абрамович подставил свое плечо, чтобы школа продолжала жить и работать.
И это не было безумным вливанием миллионов в спорт — «Национальная академия футбола» строила поля, приглашала тренеров из Голландии и Англии, разрабатывала концепции, в Академии Коноплева даже повара были иностранцы-профессионалы спортивного питания.
Сейчас когда-то модный тренировочный корпус заржавел, мячи покупают Зобнин с Дзагоевым, но Академия продолжает готовить будущих звезд
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: Есть проблема оттока наших перспективных футболистов. От нашей академии переманили 12 воспитанников в 2017-ом. Выходят на родителей и уговаривают.
В 2013-ом фонд Абрамовича перестал выделять деньги, из сборной ушел Хиддинк, а роль инвестора в российский футбол от Абрамовича перешла к «Газпрому».
Но помимо функции денежного мешка, «Газпром» захватил и власть в футболе — Российский футбольный союз возглавляют выходцы из компании, даже тот же Мутко начинал в «Газпроме» и питерском «Зените», который в последние годы поражает не системой подготовки российских футболистов, а умением тратить деньги на иностранных звезд.
Андрей Коноплев, тренер команды 2007 года рождения, сын Юрия Коноплева: Многие войдут в сборную, будет гораздо больше академиков — именно академиков — в сборной России.
Сын Юрия Коноплева Андрей сейчас тренер академии. Общается с Зобниным, другими игроками, который хоть и в сборную не попали, но в футбол играют профессионально.
Андрей Коноплев, тренер команды 2007 года рождения, сын Юрия Коноплева: У нас помимо игроков сборной, 18 человек в том сезоне РФПЛ играли.
После ухода Абрамовича из российского футбола, академию Коноплева финансирует правительство самарской области — в её существовании был заинтересован тогдашний губернатор области Николай Меркушкин. Меркушкина уже нет, как их денег, но в Тольятти стараются держаться.
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: Минспорт и руководство области знает о проблемах — были заказаны сметы, замена автобуса. Бюджет у нас 118 миллионов. В Автоваз обратились, на заводы, тем более что такой бум футбольные. Пока нет успехов.
Тренеры не справляются с бесконечной бюрократией, которую гарантирует госфинансирование, с частными деньгами проще. Тем более сейчас есть другие примеры успешной футбольной академии — на создание Академии Краснодара, которой восхищается вся Россия, Сергея Галицкого подтолкнул как раз опыт скромного тольяттинского бизнесмена Коноплева.
Сергей Капков, бывший глава фонда «Национальная футбольная академия»: Это 100% можно сделать бизнесом, и когда говорят, что это социальная история — это лукавство. Мы знаем, сколько стоят футболисты из этих академий, просто деньги оседают не в клубах, а в руках посредников, агентов и многих других.
И только в случае, когда футбол и есть бизнес, он приносит удовольствие и результат. Опыт Абрамовича тому подтверждение, ведь с его вложениями связаны все успехи в футболе нулевых, которые и сейчас помогают достигать результата. Но станет ли успех сборной на чемпионате мира толчком для развития — это вопрос. Ведь если система приносит результат, значит она работает, и неважно как.
Игорь Кечаев, глава Академии Коноплева: При всех этих достижения мы знаем, что проблемы не уйдут, решения надо принимать именно сейчас, они дали нам надежду, что мы превратимся в сборную, которая будет играть не только за счет самоотдачи, и система будет меняться.
Фото: ИТАР-ТАСС