Этим летом россияне осознали, что от футбола можно получать массовое удовольствие — громоподобный чемпионат мира, нестыдное выступление российской сборной. Тем не менее, год заканчивается скандалами — Мамаев и Кокорин сидят под арестом за пьяную драку, капитан «Спартака» угрожает жене расправой, а Андрей Аршавин вновь попадает в какой-то нелепый скандал. Тимофей Рожанский в своей колонке подвел итоги самого футбольного года в не самой футбольной стране.
На днях уже легенда российского футбола Андрей Аршавин возглавил детский проект академии питерского «Зенита», где будет, как он сам выразился, «окультуривать» юных футболистов. Но перед тем, как вести детей в Эрмитаж и Мариинку решил сам сначала заглянуть в стриптиз-клуб.
Ничего особенного. Футболист, завершивший карьеру, отдыхает в компании проституток. Пусть и женатый. Случись это в другой момент, никто бы не заметил, но накопилось. Скандалы вокруг футболистов стали одной из главных тем 2018 года. О некоторых футболистах теперь чаще, чем профильные спортивные газеты, пишут издание «Мэш» и пресс-службы судов. Не успели закрыть в СИЗО Кокорина и Мамаева, как на замену им вышел капитан «Спартака» Денис Глушаков, которого вызвали на допрос в полицию, куда она приехал на белоснежном «Бентли», после телефонного разговора с женой.
Кстати, о способах футболистов сборной расставаться с женами. Когда-то Ольга Бузова жаловалась подругам, что ее бывший супруг Дмитрий Тарасов тоже приехал выселять ее из дома с чеченцами. Впрочем, ответ может прийти откуда ты его не ждешь. В таких клубах как «Спартак» заметную роль играют болельщики, у которых может быть своя точка зрения. Игроки сборной вообще разводятся гораздо громче, чем женятся. Жены часто идут на федеральные каналы или хотя бы в свои инстаграмы
В год когда интерес россиян к футболу после домашнего чемпионата мира достиг исторического максимума, а сборная вошла в восьмерку сильнейших команд мира, люди наконец пошли на стадионы, и даже матчи первой лиги в Нижнем Новгороде и Волгограде стали собирать по 30 000 человек случаются самые большие разочарования. Которые вскрывают, на самом деле, основную проблему, выходящую далеко за пределы футбольного поля.
Футбольный бизнес в России, если его вообще можно назвать бизнесом, в отличие от европейских чемпионатов, никогда не приносил прибыль. Клубы в провинции, такие как «Ростов», «Уфа», «Ахмат» или «Оренбург» финансируются из региональных бюджетов, ничего, ясное дело, туда не возвращая. Флагманы нашего футбола «Зенит», «Локомотив», ЦСКА и «Спартак» полностью или частично финансируются госкорпорациями.
Уровень чемпионата России рос пропорционально ценам на нефть. В 2004 году в РФПЛ приехала первая звезда — Фернандо Кавенаги. Трансфер стоил 11,5 миллионов долларов. В 2012 состоялись самые дорогие покупки в нашем футболе. За Халка и Витселя питерский «Зенит» отдал по 40 миллионов государственных долларов. Стоит ли говорить, что с ценами на игроков выросли и их зарплаты, с «Мерседесов» новые звезды местного масштаба стали пересаживать на «Мазератти». Счастье оказалось ближе, за ним больше не надо уезжать в Англию и Испанию, если конечно позовут. Кому теперь вообще нужны европейские чемпионаты с их зарплатами в 2−3 миллиона долларов?
Александр Кокорин, действующий, пусть и в СИЗО, футболист «Зенита» зарабатывает почти 3 с половиной миллиона долларов в год. Контракт с ним так и не разорван. Его его друг Павел Мамаев получает чуть меньше 2 с половиной. Как и Денис Глушаков, не желающий платить 300 тысяч за алименты и до недавнего времени чувствовавший себя в России вполне комфортно. Хотя его зарплата в рублях больше 192 миллионов в год.
А футболист года Артем Дзюба, который тоже не играл за границей, но еще пока и не вляпался ни в один большой скандал, получает 3,6 миллионов долларов, это на 600 тысяч больше, чем у Федора Смолова. Казалось бы, зачем платить столько российским футболистам, если есть легионеры, которые играют лучше и просят меньше? Разгадка проста — в нашем чемпионате действует лимит на легионеров. Тренер каждой команды обязан выпускать в стартовом составе пятерых, каких никаких, но российских футболистов, многим из которых гарантировано место в составе во многом благодаря российскому паспорту.
Европейская карьера — теперь цель для романтиков. Прагматики не стремятся покидать «Зенит» или «Спартак», где зарплата заведомо выше, чем в условном«Тоттенхэме» или даже «Арсенале». Не удивительно, что из основных игроков сборной России на прошедшем чемпионате мира все игроки, кроме Дениса Черышева, играли за клубы российской премьер-лиги. Зачем создавать себе лишние проблемы и влезать в реальный конкурентный бизнес, то есть в европейский футбол, который обеспечивает себя сам. Там к футболистам есть требования не только на поле.
Дмитрий Навоша, генеральный директор Sports.ru: Они диктует правила публичности, открытости, высокая степень конкурентности, которая позволяет зарабатывать чуть более качественным людям, чем футболистам, которые становятся миллионерами в России. Да, эти ребята избалованные молодые люди, от которых не так много требовали за пределами футбольного поля, а спортивная индустрия в мире, предъявляет требования и за пределами футбольного поля тоже. Ни в одной стране кроме России они бы не зарабатывали на столько много денег.
Смолов не поехал в английский «Вест Хэм», братья-близнецы Миранчуки из «Локомотива», которых отличают только по машинам, у одного «Роллс Ройс», а у другого«Бентли», тоже подписали новые контракты с «Локо». И только Александр Головин уехал в «Монако», где сразу оказался на дне турнирной таблицы.
Стоит ли удивляться, что молодые люди, получившие в 20 с небольшим лет сумасшедшие деньги, даже будучи очень средними футболистами, начинают чувствовать вседозволенность?
Фото: Reuters; ТАСС