Фридман отвоевал у норвежцев «Вымпелком»

01/11/2012 - 21:27 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ

Компания Telenor, совладелец «Вымпелком», работающего в России под брендом Билайн, заявила о готовности продать свою долю. Это означает завершение еще одного многолетнего корпоративного конфликта в России, который больше 8 лет шел между норвежской компанией и Альфа Групп Михаила Фридмана.

Именно она, скорее всего, станет полноправным владельцем одного из крупнейших мобильных операторов в мире. Как Фридману удалось победить Telenor – об этом наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Война за Vimpelcom – один из самых затяжных конфликтов в российской корпоративной истории. То разгораясь, то угасая, он длится с 2004 года, а фактически закончился он сегодня, когда британская газета Financial Times опубликовала ответ главы Telenor Йона Баксааса о том, готова ли компания выйти из Vimpelcomа: «Все будет зависеть от аргументов, от того, что будет выложено на стол. Мы должны быть прагматичными, и мы реалистично смотрим на то, что у других сильный аппетит». Другие – это, очевидно, компания Altimo, дочка Альфа-групп Михаила Фридмана. Telenor и Alrimo все 2000-ые были мажоритарными акционерами Vimpelcoma, но никому из них не удавалось получить заветные 50% плюс 1 акция. Размер их доли менялся множество раз, потом короткое перемирие наступило после того, как все совместные активы были слиты в транснациональную корпорацию Vimpelcom-limited, входящую в пятерку крупнейших в мире по количеству абонентов. Практически сразу стартовал новый этап передела: в начале 2011 года Vimpelcom объединился с телекомактивами египетского миллиардера Нагиба Савириса. Сам Савирис получил 30% голосов объединенной компании, но ненадолго: Altimo и Telenor принялись по очереди по частям выкупать доли египтянина и других миноритариев. В итоге к августу этого года обе стороны собрали у себя по 40 с лишним процентов акций, при этом минимальное лидерство было у норвежцев. И вот последний залп от Altimo последовал позавчера. Компания Фридмана выкупила 6% акций Vimpelcom-limited у Виктора Пинчука. Этот пакет в прошлом году Altimo фактически дала подержать украинскому олигарху с одной лишь целью – получить формальные причины для разрыва акционерного соглашения с Telenor. Когда задача была выполнена, пакет вернулся к первоначальному владельцу, то есть к Фридману. Сегодня ему не хватает для контроля каких-то 2,5% голосов, которые легко можно выкупить с биржи. Теперь Telenor в интервью британской газете выбросил белый флаг. Впрочем, заслуга в этом не только Фридмана, но и российских властей. Конфликт внутри Vimpelcoma не раз выходил на межгосударственный уровень. Владелец Telenor норвежские власти и премьер Норвегии Йенс Столтенберг при встрече с Владимиром Путиным даже просил его защитить интересы норвежских инвесторов. Однако на деле получилось совсем иначе, после того как Telenor выкупил очередной пакет акций у Савириса, ФАС посчитал, что норвежцы нарушили российский закон об иностранных инвестициях в российские стратегические компании, каковой, конечно же, является Vimpelcom.

Голосной: Компании, скорее всего, стало ясно, что будущего у них в России нет, если не сказать больше, потому что Telenor – это операционная компания, которая стремится контролировать активы, в которые она инвестирует свои средства. С другой стороны, как показала практика последних нескольких месяцев, российские власти поддерживают стремление Altimo контроль над Vimpelcomом.

Пархоменко: По мнению аналитика ВТБ Капитала Ивана Кима рано говорить о том, что Telenor сдается. Сегодняшнее заявление норвежцев – это просто сигнал российским партнерам.

Ким: Год назад предложили хорошую цену, они ее тоже рассматривали, только не публично. Я думаю, это связано с тем, что Альфа получит значительные денежные средства после продажи своей доли. Они это видят и понимают, что у них есть деньги их выкупить, поэтому, возможно, они публично об этом сказали, таким образом приглашая к переговорам.

Пархоменко: Не факт, что Altimo захочет выкупать долю норвежцев. В компании заявили, что их полностью устраивает статус-кво. Другое дело, что после продажи доли в Мегафоне и ТНК-BPу Альфа-групп будет почти 20млрд долларов наличными. У Фридмана не так много вариантов для инвестирования такой гигантской суммы, если, конечно, Alfa захочет их вложить в России, а не за рубежом.

Другие выпуски