Форменное безобразие. Российских школьников оденут в деловом стиле
Одежда должна быть светской и соответствовать нормам делового стиля, свои коррективы могут внести и регионы, однако в конечном счете дизайн определяет школа и родительский комитет, обещают законодатели. Родители, впрочем, уже жалуются: некоторые школы лоббируют интересы определенных марок.
Однако одеть всех одновременно в школьную форму на этот раз вряд ли получится: производители не исключают возникновение дефицита. Готово 3,5 млн комплектов, а школьников – более 12 млн.
Школьную форму носят в Великобритании, на Кубе и в Японии. Теперь она есть и у нас. Школьная форма – это больше чем форма, убежден семейный психолог Вячеслав Москвичев.
Вячеслав Москвичев, семейный психолог: Для подростков часто является важным выражать свою принадлежность к той или иной группе. Если школа является той группой, к которой хочется принадлежать, то форму будет носиться с гордостью, как в английском колледже. Например, можно вспомнить Гарри Поттера. Мне кажется важным не просто, есть форма или нет формы, а то, как это реализуется, насколько проявляют уважение к мнению учеников и родителей в выборе формы и в выражении определенных смыслов, которые есть в школе. Проблема с самими смыслами возникает: есть ли у школы какой-то смысл, цель, ориентир, который они хотели, чтобы ученики разделили вместе с ними, в том числе, нося эту форму.
Доводы законодателей известны: школьная форма дисциплинирует, способствуют усилению коллективного духа, нивелирует разницу между представителями разных социальных слоев. Однако на деле все совсем по-другому, убеждена историк моды Алла Щипакина, которая еще в советские времена занималась разработкой формы.
Алла Щипакина, историк моды: Школьная форма – это плохо. Это имперская затея. Оно дорого стоит, плохого качества, она не дает детям индивидуального вкуса. Никакого равенства она не даст, потому что богатые люди будут школьную форму шить из хороших материалов, а бедные покупают ее на рынке.
Школьную форму в России отменяли дважды – когда менялась страна: после революции (тогда форма считалась признаком буржуазии) и после распада Советского союза, когда, видимо, всем стало уже не до формы.