Фонд ХХС пошел войной на потребителей
В отношении председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова возбуждено дело об административном правонарушении. Об этом ему сообщил сегодня первый заместитель прокурора Москвы Александр Козлов.
Поводом для возбуждения дела послужили заявления Аншакова, обвинившего руководство Фонда Храма Христа Спасителя в создании бизнес-схем и незаконном использовании храмовых площадей. Антон Желнов об очередном скандале с участием церкви.
Желнов: Противостояние Общества защиты прав потребителей и фонда Храма Христа Спасителя началось еще весной.
Тогда Общество направило иск в Хамовнический суд по поводу выявленных нарушений торговли в церковных лавках. «Потребителей» возмутило то, что в храме ведется торговля сувенирами и предметами, не имеющими прямого отношения к церкви. Кроме того, на товарах отсутствуют ценники, а покупателем не дают чеков. В июле Хамовнический суд иск отклонил, а в Московском патриархате, ответственном за торговлю, заявили, что все это предметы религиозного назначения, а председатель общества потребителей не знаком с церковной спецификой.
Чернега: Я, конечно, считаю, что иск ангажированный, иск предъявлен с целью каким-то образом подорвать авторитет церкви в обществе, но отнюдь не для того, чтобы восстановить так называемую «справедливость». Ведь вы сами знаете, что церковь существует не первый год, она имеет тысячелетнюю историю, и распространение предметов религиозного назначения никогда на протяжении всей истории русской церкви не осуществлялось с использованием ценников, каких-то кассовых аппаратов. Правила торговли, которые использовались на рынках, в магазинах, никогда не применялись церковными организациями. Я думаю, что истец это прекрасно осознает.
Второе обращение Общества потребителей было направлено уже не в суд, а в московскую прокуратуру, и касалось оно не московского патриархата, а деятельности Фонда, который управляет храмовыми площадями. Благодаря полученным документам удалось выяснить, что под церковные нужды Храма и московского Патриаршего подворья отведено всего 7% от общей площади; остальную территорию контролирует Фонд. В частности, это подземная автостоянка на 305 машиномест, автомойка, столовая, где за деньги может пообедать любой желающий, химчистка, зал церковных соборов, сдаваемый в аренду организациям. Кроме того, Аншаков утверждал, что на территории комплекса – в частности, это бывшее здание дирекции бассейна «Москва» – 15 коммерческих фирм арендуют помещения, и только 7 из них работают по договорам. О результатах прокурорской проверки так ничего и не известно. Зато не на шутку обиделся Фонд и его руководитель Василий Поддевалин. Он тоже обратился в прокуратуру, потребовав провести ответную проверку потребителей. Поддевалин утверждал, что его оклеветали, а обвинения в свой адрес расценил как «экстремистские». В «экстремизме» Поддевалину отказали, а вот по клевете возбудили административное дело. Сегодня об этом сообщил первый заместитель прокурора Москвы Александр Козлов. Что будет предпринимать в ответ Аншаков, он рассказал в эфире ДОЖДЯ.
Аншаков: Мы будем защищать свои интересы в мировом суде, куда поступит дело об административном правонарушении и добиваться, естественно, того, чтобы суд вынес уже решение в нашу пользу. Кроме того, мы сейчас изучим эти вот документы у прокуратуры, в том числе вот это вот постановление и будем добиваться, чтобы нас был дан ответ по существу, по существу нашего заявления о нарушениях, допускаемых самим фондом. Потому что факт нецелевого использования помещений налицо. В этом может убедиться любой гражданин, если пойдет просто в храм и посчитает количество этих коммерческих ларьков и коммерческих предприятий, которые там сидят. И, соответственно, понятно, что они ничего общего не имеют с уставной деятельностью этого фонда.
Согласно поправкам в законодательство, сегодня статья «о клевете» считается уголовной. Аншакова спасло только то, что на момент распространения информации о злоупотреблениях Фонда действовал прежний уголовный и административный кодекс, где соответствующая статья, благодаря поправкам Дмитрий Медведева, была декриминализирована.