Фестиваль "Текстура". Репортаж с места событий
Перми есть чем хвастаться. Помимо "Текстуры", которая проходит уже второй раз, есть поэтический фестиваль "Слово Ново", книжный форум, инициированный, пожалуй, лучшим после Москвы и Питера книжным в стране "Пиотровский".
Но "Текстура" – самая масштабная затея европейского уровня: отдельное кафе, где встречаются участники, гости, журналисты. Две главные площадки – театр "Сцена Молот" и кинозал в комплексе "Колизей". Некоторые спектакли показывают прямо в городских кафе, например, постановку Дмитрия Волкострелова "Хозяин кофейни", а гости жалуются, что от событий и последующих отмечаний совсем не остается времени на сон.
За первые дни работы "Текстуры" два громких события, прошедших при полном аншлаге – показ фильма "Пина: танец страсти в 3D" режиссера Вима Вендерса и спектакль, где так же говорят языком тела, – "Мефисто Вальс" известного пластического актера Антона Адасинского, сыгравшего одну из главных ролей в фильме Александра Сокурова "Фауст". И в спектакле, и в фильме Сокурова Адасинский отходит от канонической гетевской трактовки дьявола.
И фильм "Пина", и постановка Адасинского – не премьерные и вне конкурсные вещи, хотя в Перми демонстрируются впервые. По словам главных идеолгов "Текстуры" Эдуарда Боякова и Ингеборги Дапкунайте, фестиваль вообще не гонится за премьерными вещами. Главное – выявить тех, кто глубже всех осмысляет современность. А свою субъективность в отборе участников организаторы не скрывают - кто им симпатичен, того и показывают.
Среди других внеконкурсных вещей - автобиографическая пьеса художника и перформера Гермеса Зайготта о его психоделическом путешествии в Америку, где он пытается добиться легализации марихуаны и спектакль цикла "Человек.док" "Последнее будущее", где актер Федор Степанов читает выдержки из воспоминаний известного советского драматурга Александра Гельмана.
Спектакли, как конкурсные, так и нет, камерные и минималистичные, выполненные в эстетике московского театра Эдуарда Боякова "Практика". Кино в эти выходные было представлено конкурсным показом фильма Виталия Манского "Родина или смерть". Это лозунг победившей кубинской революции, а в фильме показана жизнь кубинцев, счастливо и не очень живущих на Кубе.
Показали и фильм шведского режиссера Лукаса Мудиссона "Вместе". Сам Мудиссон приехать на фестиваль не смог, но совет фестиваля решил удостоить его спецпремии "Текстура имя". Такая же награда ждет писателя Владимира Сорокина: его ждут в Перми в ближайшие дни.
Главное впечатление от Перми – это обсуждение людьми всего, что происходит в городе. Против строительства остроумной городской деревянной стены, которую предложил архитектор Евгений Асс, выпускают целую газету. Руководитель Пермского музея современного искусства Марат Гельман подвергается остракизму не первый год. Культурная пермская революция станет предметом спекуляций и на предстоящих выборах в заксобрание. Однако 70% населения, по словам Гельмана, происходящее в городе поддерживают.