Гостайна для Навального: кто и как будет признавать ФБК экстремистской организацией

20/04/2021 - 22:08 (по МСК) Валерия Ратникова
Поддержать ДО ДЬ

Уже менее чем через неделю, 26 апреля, столичный суд рассмотрит вопрос о признании ФБК, ранее признанного иностранным агентом, экстремистской организацией. А вместе с Фондом – Штабов Навального и Фонда защиты прав граждан. Сегодня официально было объявлено, что заседание пройдет в закрытом режиме, а прокуратура заявила, что «подконтрольные Навальному организации координируются зарубежными центрами, ведущими деструктивные действия в отношении России», и попросила суд ликвидировать организации. Уже много говорилось о том, что положительное решение по этому вопросу ставит вне закона сотни тысяч людей: не только тех, кто так или иначе сотрудничает с этими структурами, но и тех, кто финансировал их деятельность — пусть и переводил сто рублей в месяц. Что означает быть организацией, признанной экстремистской, и какова практика решений судьи, который будет определять судьбу структур Навального, по аналогичным вопросам? Разбиралась Валерия Ратникова.

Ярлык экстремистов на структуры Алексея Навального вешали давно. И вместе с этим ярлыком давали четкое определение того, что сейчас в российской правоприменительной практике вообще считается экстремистской деятельностью. Вот так это звучало, например, в эфире «Соловьев LIVE»:

«Проект Навальный — это сложнейшие эшелонированные — как мы часто говорим, применяя военный термин, — структуры, которые имеют экстерриториальный характер, которые имеют внешние источники финансирования, которые связаны с зарубежными спецслужбами и которые выполняют функции, де-факто, это и экстремистская деятельность, которая находится в очень тонкой, через очень тонкую грань с деятельностью, которая квалифицируется как террористическая» 

Экстремистская деятельность, координируемая с запада — так говорят о работе ФБК провластные медиа. А что вообще официально российские власти понимают под экстремистской деятельностью? Последнее определение есть в Стратегии противодействия экстремизму, которую Путин подписал в прошлом году. Помимо очевидных вещей, типа возбуждения ненависти к разнообразным социальным группам, там есть и такое: организация и проведение несогласованных публичных мероприятий (включая протестные акции). То есть организацию несогласованных митингов уже приравнивают к экстремизму и, более того, ставят ее в этом списке рядом с подготовкой и совершением террористических актов.

Другие выпуски