«ФСБ считает, что это измена, причем корыстная»: в чем обвиняют бывших сотрудников ФСБ и при чем здесь ЦРУ?

24/08/2017 - 00:28 (по МСК) Максим Товкайло

Как  удалось выяснить корреспонденту Дождя Анастасии Михайловой, дело о госизмене против офицеров ФСБ возбудили, возможно, именно из-за того, что они выдавали российских хакеров своим американским коллегам. Некоторые из хакеров были арестованы американцами, в их числе и сын депутата Госдумы от ЛДПР Роман Селезнев. Автор расследования подробнее рассказала об этом деле.

 

Говоря о том, в каких рамках допустимо сотрудничесвто сотрудников ФСБ и ЦРУ, Михайлова сказала: «Формально между странами должно быть сотрудничество. Но ФСБ считает, что это измена, причем корыстная». Она также отметила, что киберпреступления находятся в сером правовом поле и определить то, в какой юрисдикции они должны регулироваться, подчас бывает довольно сложно. «Что такое киберпреступление? Это когда некто или группа совершает преступление — отсюда нельзя формально возбудить уголовное дело, поэтому уголовное дело возбуждается в стране, пострадавшей от преступления», — объяснила Михайлова. 

Полная расшифровка:

История крайне запутанная. Что получается, что ФСБ работало на ЦРУ?

Формально получается, что так. Что такое ЦИБ? Центр информационной безопасности ФСБ. Это подразделение ФСБ, которое, с одной стороны, имеет свою агентурную сеть, своих агентов-информаторов, с другой стороны, проводит расследования киберпреступлений. То есть это все то, что интересует западные спецслужбы, в том числе, ЦРУ. Наши источники, близкие к ФСБ, утверждают, что именно эти данные по поводу расследований киберпреступлений и по поводу хакеров как раз и передавал замглавы ЦИБ Сергей Михайлов. В том числе источники называют фамилию Романа Селезнева, это российский гражданин, который был задержан еще в 2014 году на Мальдивах. Наши источники утверждают, что операция прошла очень быстро, и без какого-то слива, без какой-то информации американцы бы просто не успели его идентифицировать.

Как вообще это возможно, чтобы действующий довольно высокопоставленный сотрудник ФСБ вообще общался с сотрудниками ЦРУ? Мне кажется, это просто удивительная история.

Формально между странами должно быть сотрудничество, по крайней мере, раньше мы предполагали, что должна быть взаимопомощь.

То есть он мог на законных основаниях обмениваться данными о хакерах?

ФСБ считает, что это измена, причем корыстная. Но в киберсообществах объясняют немножко по-другому. Что такое киберпреступление? Это преступление в киберпространстве, когда некто или группа, может быть, разные граждане совершают преступление в киберпространстве в отношении кого-то. И в случае, если это потерпевшее лицо находится, допустим, в США или где-то еще, мы не можем формально возбудить уголовное дело, не можем привлечь к ответственности. Тогда, в киберсообществе поясняли, что логичнее передать данные туда, где находится потерпевшая сторона, где находится уголовное дело, и тогда они возбудят уголовное дело, будут проводить расследование, будут проводить экстрадицию этих людей, задерживать их, истребовать и привлекать к ответственности.

И вот здесь получается такая недосказанность именно в законах, имеем мы право так сотрудничать или нет. Потому что сейчас, после этого дела, если оно действительно было на каких-то благих намерениях, а не за деньги, то все сотрудничество сейчас приостановлено.

Фото: Aaron Bernstein/Reuters

Другие выпуски