Fake news: что не так в сюжетах федеральных каналов об «Эхе Москвы», Собчак, и как слукавил Путин, выступая на «Валдае»

Поддержать ДО ДЬ

Корреспондент Дождя Мария Жолобова продолжает разоблачать фейки федеральных каналов. На этот раз плод их творчества — это связи «Эха Москвы» с иностранными спонсорами, американская интервенция в российскую атомную промышленность и месть Трампа. 

23 октября было совершено нападение на заместителя главного редактора «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр. Рассказывая о нападении, федеральные каналы гадают, сумасшедший нападавший или или вс-таки нет, и подчеркивают. что охрана у радиостанции никудышная. Примечательно, что на «России 24» сюжет о нападении на журналистку делал тот же репортер, что две недели назад называл «Эхо Москвы» агентом Госдепа в своем якобы разоблачительном репортаже.

Фейк о связи «Эха Москвы» и BBG первым запустил «Первый канал»: летом этого года там вышел сюжет о том, что BBG якобы финансирует некоторые российские СМИ, в том числе «Эхо Москвы». На самом деле, «Эхо Москвы» фигурирует в документе один раз, и в отчете ничего не сказано о финансовом сотрудничестве с радиостанцией. Там говорится лишь то, что стороны могут сотрудничать в рамках использования новостных сюжетов. 

Тем временем Ксения Собчак вернулась в повестку федеральных каналов: о ее намерении баллотироваться в президенты все они сделали не один сюжет, и все — комплиментарные. Так, например, Соловьев в своем вечернем шоу на «России-1» предвкушал «нескучные» предвыборные дебаты, забыв, что Путин ни на одних выборах ни разу ни с кем не дебатировал и не собирается. «Первый» и НТВ подчеркивали ее близость к президенту России, даже включив новость о выдвижении Собчак в сюжет о выступлении Путина на форуме «Валдай» и употребляя в одном предложении слова «Собчак», «стабильность» и «Путин». Также обличали оппозицию, которая, на радость федеральным каналам, решение Собчак о выдвижении раскритиковала.

В эфире федеральных каналов Собчак представляют «успешной деловой женщиной». Так, в итоговой воскресной программе на «Первом» ведущий Валерий Фадеев оперировал фразами «добилась всего своим трудом» и «поразительно деловая женщина». То же — на НТВ.

Вот только бизнес-способности Собчак можно оспорить: большая часть ее дохода — это реклама и корпоративы, всего около 100 млн руб. в год, а бизнес, не связанный с творческой деятельностью, у Собчак идет не очень. Все три ресторана, к которым она имела отношение, закрылись, несмотря на поддержку известных рестораторов из Гинза Прожект   включая Бублик на Тверском бульваре. Его обещали сделать прибыльным через три месяца после открытия, но в итоге он демонстрировал лишь убытки. 

Сейчас на Собчак зарегистрирована одна единственная компания   некая Бессер   но ее гендиректор заявила Дождю, что компания никакой деятельности не ведет. 

Большую часть итоговых вечерних программ на этой недели заняло выступление Путина в Сочи, на ежегодном собрании так называемого дискуссионного клуба Валдай. Наверное, сильнее всего восторгался им телеведущий «России-1» Дмитрий Киселев: ему на радость заявления Путина носили довольно антиамериканский характер. Как обычно, Путин рассуждал о том, как неблагодарно ведет себя США и анонсировал «мгновенные и зеркальные» ответы на мнимые угрозы. 

Звучит так, как будто США силой захватили контроль над российскими атомными объектами. Но это не так. Наблюдательный пункт американцев на Уральском электрохимическом комбинате был оборудован в рамках так называемого Соглашения ВОУ НОУ, также известного под названием «Мегатонны в мегаватты». 

Оно было заключено в 1993 году, по этому соглашению Россия поставляла США низкообогащенный уран (НОУ) для атомных электростанций, полученный путем переработки высокообогащенного урана (ВОУ) из российских ядерных боеголовок. Таким образом, Россия одновременно утилизировала свой ядерный арсенал, оставшийся со времен СССР, а во-вторых, пополняла бюджет: доходы России от этой программы составили $17 млрд. и были направлены на финансирование военной программы «Росатома», благодаря этим деньгам был начат процесс утилизации старых атомных подводных лодок. Взамен США получили право контролировать процесс разбавления ВОУ. Но при этом и Россия получила право направлять наблюдателей на атомные объекты США, то есть контроль был не в одностороннем порядке, как об этом говорит Путин. 

Длилась эта программа 20 лет, то есть большую часть правления Путина, хотя, как говорится в соглашении, «каждая из сторон могла в любое время прекратить действие соглашения». А в 2013 году, на торжественных мероприятиях, посвященных завершению сотрудничества по программе ВОУ НОУ, Сергей Кириенко называл программу ВОУ НОУ «уникальным опытом доверия и взаимовыгодного сотрудничества». 

Также федеральные каналы активно освещали тему секс-скандала с участием продюсера Харви Вайнштейна. Они уверяли, что обвинили его в домогательствах именно сейчас неслучайно — все инициировал Дональд Трамп, из мести за поддержку Вайнштайном демократов. 

Конечно, Вайнштейн не является главным спонсором демократической партии. Да, он входит в список так называемых бандлеров тех, кто собирает пожертвования от избирателей, чтобы внести их в фонд избирательной кампании. Но, если верить рейтингу Центра за ответственную политику, на который ссылается Business Insider, Вайнштейн всего лишь на 163 месте по размеру пожертвований Демократической партии, он аккумулировал пожертвования на сумму всего около $1,5 млн. Для сравнения, американский миллиардер Том Стайер, который на первом месте, собрал пожертвований на $143 млн. К тому же, кандидат от демократов, которому Вайнштейн пожертвовал больше всего, далеко не Хиллари Клинтон, а бывший президент Барак Обама, который получил $45 тысяч от Вайнштейна. Хиллари досталось всего около $26 тысяч.

Другие выпуски