Минченко: напрасно из брянского губернатора делают Че Гевару
Известный политтехнолог Евгений Минченко в программе КОФЕ-БРЕЙК комментирует самую горячую политическую тему последних дней – ситуацию с губернаторскими выборами в Брянской области.
Минченко: Оно действительно стало сюрпризом. Я слышал версии, что якобы это хитрая комбинация Кремля сдать один из регионов коммунисту, тем более он из Питера: понятно, питерские они все друг друга там знают…
Шакина: Они все немножко единороссы, даже если коммунисты.
Минченко: Да-да. Мне эта версия представляется не очень убедительной.
Шакина: То есть версия, что это такой показательный процесс: вот посмотрите, у нас честные губернаторские выборы?
Минченко: Да-да, слили Денина. Пока не похоже на правду. Я думаю, что наиболее вероятный сценарий, что все-таки Верховный суд его восстановит. Ну, а дальше ему будет достаточно сложно. Потому что они сейчас пытаются из него Че Гевару сделать, типа народ выходит поддержать нашего, а какой-то там олигарх-мусорщик приехал непонятно откуда, снял, понимаете ли, нашего коренного родного губернатора и мы все, так сказать, на народном сходе вперед за него.
Но, сразу возникает несколько проблем. Одно дело, если ты борец против системы, соответственно, любые преследования тебе на пользу. А когда ты начальник и вдруг тебя суд снимает с выборов - это уже немного другая история. То есть это, скорее, говорит о том, что ты слабый начальник. Дальше тема, что вот, так сказать, злобные люди откуда-то нам кого-то навязывают. Но если вы все такие исконно почвеннические, то не надо тогда привозить Жириновского, чтобы он выступал в поддержку губернатора, потому что Владимир Вольфович тоже, мягко говоря, не самый большой, так сказать, брянчанин. Ровно также не надо тогда привозить целый пул депутатов Госдумы от «Единой России». Потому что опять возникает тема, что кто-то что-то извне навязывает. Соответственно, есть сценарий этот. И позиции Денина будут слабее, чем они были бы до его этого снятия-восстановления по одной просто причине. Даже не то, что он имиджево проигрывает. Представьте себе какого-то мелкого чиновника на местах, собственно, те люди, которые в ручном режиме организовывают поддержку административным ресурсам. Одно дело, губернатор сидит, кремень, так сказать, поддержали, отправили. Другое дело - а вот его уже один раз с выборов сняли, а мало ли что будет еще дальше, а может ну его от греха подальше.
Шакина: Тревожная какая-то ситуация.
Минченко: Ну да. Уже, я думаю, что кто-то побоится, кто-то заволнуется, кто-то скажет, «ну не шмогла я». Причем, тут есть еще один сценарий, на самом деле плохой, конечно, для власти: Денина не восстанавливают, снимаются все его кандидаты-спойлеры, потому что, собственно, справедливоросса она зарубили на подписях, и из реальных оппонентов останется только Потомский. Представитель «Яблока» уже сказал, что готов сняться. То есть, они просто всех защищают, остается Потомский - один в поле воин, - выборы признаются недействительными, назначается исполняющий обязанности, выборы проходят в сентябре следующего года. Собственно, в пользу этого сценария говорит то, что там поменяли главного федерального инспектора, поставили депутата Госдумы Бочарова, который до этого времени был замгубернатора как раз у Денина. Такой десантник, Герой России, гипотетически…
Шакина: Жесткий товарищ такой известный.
Минченко: Да. Назначить исполняющим обязанности, к сентябрю накачивает рейтинг и выходит на выборы и уже их выигрывает.
Шакина: Ну да, то есть «Единая Россия» освежает кандидата, скажем так.
Минченко: Да, но это конечно, тоже репутационно не очень красиво. Потому что, конечно же, хотелось, чтобы первые пять избирательных кампаний прошли без сучка и задоринки. То есть мне этот сценарий кажется возможным, но рискованным. То есть, в принципе, можно попытаться все-таки дотянуть Денина. Но тогда надо всех остальных снимать, оставлять только Денина и Потомского, чтобы во второй тур не переводить, а быстро проводить кампанию и в первом же туре решать судьбу избирательной кампании.
Шакина: Как вам кажется, а что будет делать центр, скажем так, если бац - и победит Потомский?
Минченко: Да ничего не будет делать. Слушайте, я вот прекрасно помню эти чудесные времена, когда я себе купил первую большую квартиру после губернаторских выборов 96-97-го годов. Когда у нас по всей стране прошли кампании и там где-то в трети регионов, чуть больше, выиграли представители так называемого Народно-патриотического союза. Среди них было много коммунистов. Ну и все чудесно встроились в систему. Вот, например, на Кубани победил Кондратенко, батька Кондрат, коммунист. Ну и что? Теперь он у нас в первой тройке списка «Единой России» по Краснодарскому краю. В этом смысле ничего страшного, если где-то выиграет коммунист, справоросс, для Кремля не будет.
Шакина: Никакого, в общем, диссонанса. Скажите, вот есть сведение, что когда Потомский перетягивал силовиков в Брянске на свою сторону, он оперировал такой вот историей полумифической, что у него уже все с Володиным налажено и он такой подтвержденный кандидат от центра. Такое могло быть?
Минченко: Ну, крайне мало вероятно. Тем более, что, в общем-то, «Единая Россия», не для кого не секрет, управляется из администрации президента: можно было поменять кандидата как-то там и по-другому. То есть, зачем все равно давать сигнал, ослабляющий партию власти? Честно говоря, не вижу в этом особого смысла.
Шакина: Понятно. Есть также версия, что решение суда не было, так сказать, в полной степени независимым, что это действительно организовал Потомский каким-то образом.
Минченко: Вы знаете, такими-то обвинениями в эфире-то кидаться… Я бы вам советовал поосторожней.
Шакина: Нет-нет, это не мои слова, это то, что утверждают некие там какие-то анонимные источники.
Минченко: Некие абстрактные. Ну, не знаю. Я настолько верю в беспристрастность и неподкупность нашего правосудия, что даже не могу подумать, что кто-то мог судье занести деньги.
Шакина: Я, честно говоря, тоже в него верю. Тем более, что это вот решение суда организовало такой, как бы сказать, интересную живую политическую ситуацию.
Минченко: Дай Бог здоровья вот этому судье, потому что, ну, хоть какую-то интригу, так сказать, внесли в достаточно скучные избирательные кампании по выборам губернаторов. Потому что у Савченко в Белгородской области только спойлеры зарегистрированы. Та же самая ситуация у Кожемяко в Амурской области и у Митина в Новгородской области. Хотя, так сказать, есть и представители разных партий. В Рязани, где достаточно слабый губернатор Ковалев, убрали реального оппонента господина Морозова: дескать, партия «Патриоты России» сказала, что или ты сам снимешься, или мы тебя снимем. Хотя, кстати, не имеют право по уставу, но тут уже знаете, там дело такое: партия примет решение, ЦИК заверит, иди потом судись десять лет. То есть интрига пропала, а казалось, что наиболее интересные выборы будут в Рязани. Вот теперь остались одни интересные такие бодрые выборы в Брянской области.
Шакина: Скажите, пожалуйста, вот градус бодрости этих выборов, как вам кажется, не может подтолкнуть опять-таки центр, верхи к такому к тому, чтобы призадуматься, а не ввести ли через какое-то время обратно назначение губернаторов?
Минченко: Вы знаете, это будет как-то уж совсем неприлично. Я думаю, что процедура выборов будет развиваться, следующие выборы в сентябре следующего года будут уже более конкурентными. Более того, я не исключаю, что будут изменения в законодательстве выборов. Например, снизят вот этот пресловутый муниципальный фильтр. На мой взгляд, Кремль, на самом деле, сегодня заинтересован, объективно заинтересован в увеличении политической конкуренции и в том, чтобы были вот эти губернаторы тяжеловесы. Потому что, когда у нас убрали… Вот сегодня у Эдуарда Эргартовича Росселя день рождения и даже юбилей, дай Бог ему здоровья, один из первых наших избранных губернаторов. Но посмотрите, убрали Росселя и какой серый персонаж пришел к нему на смену, которого пришлось даже досрочно убирать с его поста. И я думаю, что если власть хочет, чтобы что-то было живое в регионах, им надо, чтобы приходили люди харизматичные, а харизматичные люди вот у нас как-то через долгие бюрократические согласования не приходят, они приходят путем конкурентных выборов в реальной политической борьбе.
Шакина: Конечно, харизматики не назначаются сверху. Да, это правда. Собственно, что вы можете сказать вот по поводу того, как ситуация будет развиваться в самое ближайшее время? Чего сейчас стоит ждать? Например, из последних новостей Брянска то, что кандидат от «Яблока» готов «прогнуться» и руководство партии ему говорит, что в таком случае в партии «Яблоко» он состоять более не будет.
Минченко: Ну слушайте, честно говоря, не большая радость состоять в партии «Яблоко» сегодня, потому что это раньше, когда было всего семь партий, это имело какой-то смысл. Сейчас вон, иди, создавай региональную ячейку абсолютно любой партии, играй в какие-то новые игры. Тем более, я думаю, что у «Яблока» больших перспектив в ближайшее время нет, их вытеснят какие-то новые политические проекты. Поэтому любовь губернатора, я думаю, яблочному кандидату более дорога, чем любовь Митрохина.
Шакина: Хорошо. Спасибо, большое.