«Это жесткая политическая структура»: Жан-Стефан Брон о своем новом документальном фильме о жизни парижской оперы
Накануне в Москве открылся 5-ый международный фестиваль современной хореографии Context. В течение недели в Москве и Питере свои работы показывают известные мировые хореографы —от Уэйна МакГрегора до Алексея Ратманского. 13 ноября — гала-открытие. В программе значится еще и балет «Нижинский». Но помимо самих танцевальных вечеров — обширная программа, включая кинопоказы. Главная премьера — документальный хит «Парижская опера». Швейцарский режиссер Жан-Стефан Брон, известный своими политическими картинами, на этот раз проник за кулисы Оперы Бастий в Париже и не пожалел.
Но далеко от политики режиссер все равно не ушел. Его опера — это модель общества со своими интригами, скандалами и переговорами. Директор Стефан Лисснер здесь в роли руководителя как будто маленького государства со своими активными гражданами, солистами, хореографами, монтировщиками, гримерами и уборщиками. Со всеми надо договориться, всех надо как-то успокоить и чем-то порадовать, чтобы театр хоть как-то работал. Какая это тонкая дипломатия, а вы говорите — искусство! Вот, например, во время репетиций безумно сложной с технической точки зрения оперы Шёнберга «Моисей и Арагон», с чего и начинается повествование, исполнители вдруг по французской традиции объявляют забастовку. Они спорят с режиссером, отказываются работать, шумят и возмущаются, прямо акция протеста. А в это время в Париж привозят быка, который становится непосредственным участников новой постановки. Стачка грозит коллапсом. Лисснер вынужден лавировать между профсоюзами, которые требуют улучшения условий труда, и государством, которое хочет экономии, а значит, сокращения штата. А как быть с высокими ценами на билеты? Общество требует их сократить, ведь стоимость самого дешевого спектакля доходит до 140 евро, но как тогда выполнять все обязательства и вообще функционировать? Ведь впереди серьезная постановка, шестичасовая опера Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», в которую придется вложить много всего. Все-таки демократия или элитарность? Что победит. Решать тоже ему, Лисснеру. Любое заседание творческого коллектива превращается в правительственный час.
А тут еще и оппозиция, карбонарии под боком. Нож в спину! Главный смутьян, хореограф-звезда Бенджамин Мильпье, уходит из театра вскоре после своего назначения на пост главного балетмейстера Опера Гарнье. Он пытался совершить бархатную революцию в театре, поменять устои, как-то расшевелить консервативное учреждение, но не справился. Лисснеру пришлось находить замену Мельпье, пока тот брыкался. А за кулисы Парижской оперы мы смотрим фактически глазами иммигранта, чужака, который находит там свое пристанище. Это молодой русский солист Михаил Тимошенко, который успешно окончил академию при опере, теперь начинает там работать, а мы вместе с ним постигаем незнакомые реалии. Но опера существует не в безвоздушном пространстве, во время всех этих событий Париж переживает страшные террористические атаки, Батаклан, тот самый теракт, с которого прошло ровно 2 года. Сегодня та самая печальная дата, 13 ноября. В общем, фильм Жана-Стефана Брона — это не просто скучная зарисовка оперного закулисья, это настоящее журналистское расследование, выполненное на высоком художественном уровне. Ведь вся эта машинерия бэкстейджа сама как опера, отлаженный механизм, очень красивый, несмотря на внешний хаос и беспорядок.