«Это ползучее наступление на малый бизнес». Оксана Дмитриева объяснила, почему она голосовала против поправок к Налоговому кодексу

18/11/2014 - 16:00 (по МСК) Татьяна Арно

В Госдуме сегодня, 18 ноября, с самого утра шло эмоциональное обсуждение законопроекта, который одни называют могилой для малого бизнеса, другие – спасением от серой экономики среди этой категории предпринимателей. Речь идет о вводе нового налога для торговых предприятий. Проект закона уже приняли во втором чтении.

Теперь с первого июля 2015 года подобные налоги разрешено вводить в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров настаивал, что реально в 2015 году торговые сборы могут быть введены только в Москве. В остальных городах налог может быть введен только после принятия соответствующего закона. Платить налоги нужно будет один раз в квартал. Ставку определят власти муниципалитетов, и она может существенно отличаться, к примеру, из-за части города, в которой ведется торговля. Однако выше суммы налога, взимаемого по патентной системе налогообложения, ставка сбора быть не может.

Сама идея появления муниципальных сборов обсуждается в правительстве еще с конца лета.  И в начале ноября председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров презентовал пакет поправок в Налоговый кодекс. Согласно им местные сборы вводятся в отношении 22 видов бизнеса и вступают в силу с 1 июля 2015 года, в остальных регионах — с 1 января 2016 года. Согласно первой версии поправок, даже небольшой магазин (до 50 квадратных метров) должен был платить 600 тысяч рублей в квартал.  А также доплачивать по 6 тысяч рублей за каждый метр свыше этой площади. Как убеждал глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, такая мера нужна для борьбы с серым видом бизнеса. Однако сами предприниматели уверяли, что о самих поправках они узнали из СМИ.

Против и сейчас выступают деловые общественные организации: «ОПОРА России», РСПП, «Деловая Россия». И их мнение изначально разделяло большое количество депутатов из «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. Но к их призывам партия большинства не прислушалась. Депутат справедливоросс Михаил Емельянов связал новые налоги с заявлением о митинге, которое ранее сделала оппозиция.

Представители бизнеса настаивают на том, что большинство из них не выдержит налогового бремени и будет вынуждено закрыть свое дело. Однако после того, как за бизнес вступился уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов, на совещании у Дмитрия Медведева решили резко снизить количество видов деятельности, с которых будут взиматься сборы, а также сократить их ставки. Уже новый пакет поправок предлагает взимать только с торговой деятельности, а это 4 пункта из предложенных ранее 22. Правда, и это бизнесменов полностью не устроило, несмотря на то, что ставка нового налога фактически снизилась в 10 раз — с 6 тысяч до 550 600 рублей за кв. метр. Но добиться отмены или хотя бы отсрочки введения налога до 2018 года бизнесу не удалось.  В том, что они против принятия поправок, уверяли и депутаты, однако сегодня проект закона все же приняли во втором чтении.

Эту новость Татьяна Арно обсудила с Оксаной Дмитриевой, заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы.

Арно: Я так понимаю, что вы даже в мягкой редакции этот законопроект не поддерживаете. Какие пункты кажутся вам откровенными минусами?

Дмитриева: Я думаю, что весь закон – откровенный минус. Он фактически вводит новую главу Налогового кодекса, местные налоги и сборы, торговый сбор, при этом это новая глава с принципиально новыми идеями принимается в качестве поправки ко второму чтению закона, который совершенно о другом. Первоначальный закон был посвящен взиманию налога на добавленную стоимость при международных перевозках. Закон, который затрагивает сотню тысяч малых предпринимателей, а по цепочке технологически, поскольку торговля реализует не то, что она сама производит, она реализует товар производителя, поэтому, конечно, это сказывается и на производственном секторе, причем в малом бизнесе, в первую очередь, тоже. Естественно, он должен был разослан в субъекты РФ, должен был быть там внимательно рассмотрен. Всего этого сделано не было.

Арно: А почему этого не было сделано?

Дмитриева: Потому что политическое большинство одной фракции определило, что это можно рассматривать в качестве поправки ко второму чтению. Оппозиция, этот вопрос и на бюджетном комитете мы ставили, предлагали таким образом вопрос не рассматривать, и на пленарно заседании тоже.

Арно: Какие последствия для малого бизнеса несет этот законопроект?

Дмитриева: Во-первых, закон касается, это только для начала, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Понятно, что коль новая глава Налогового кодекса введена, рано или поздно она будет распространена и на другие субъекты федерации. Точно так же, пока это называется торговые сборы, касается только торговли, но понятно, что через определенный промежуток времени это будет распространено, как изначально предполагалось, и на бытовые услуги,  на транспортные услуги, и на туристические. То есть это будет такое ползучее наступление фактически на малый бизнес.

Что это означает? У нас сейчас существует специальный режим налогообложения для малого бизнеса - патенты, единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения. При этом предприниматель имеет право добровольного выбора, то ли он выбирает упрощенку, то ли он выбирает патент, то ли он остается на едином налоге на вмененный доход. Фактически когда вводится торговый сбор для торговли, там уже обязаловка, вы обязаны иметь торговый сбор либо патент, потому что если вы находитесь на системе ЕНВД, она отменяется, допустим, в Санкт-Петербурге действует еще система единого дохода на вмененный доход. Если там будет введен торговый сбор, то, естественно, ЕНВД  для торговой деятельности будет отменен.

Если предприятие выбрало упрощенный режим налогообложения, то оно все равно должно заплатить торговый сбор. Если платеж по упрощенке больше, чем торговый сбор, то на эту сумму платеж уменьшается, а если меньше… То есть если малый бизнес выбрал, именно исходя из этих соображений, режим упрощенный системы налогообложения, то тогда он будет должен заплатить больший торговый сбор. Тут же понятно, что у вас могут быть несколько видов деятельности, у вашего предприятия. Если выбирается упрощенный режим налогообложения, соответственно, вы не ведете раздельный учет. А так вы должны будете заплатить за другие виды деятельности, у вас там могут быть бытовые услуги, общественное питание, сельхозпроизводство, но вы все равно по полной должны заплатить торговый сбор.

Арно: Там же еще один важный аспект, что эта поправка меняет схему налогообложения сделок  по недвижимости.

Дмитриева: Это другой вопрос. Это не касается непосредственно главы 33, то есть торгового сбора. Еще одна группа поправок касается фактически налога на продажу жилья, хотя это встраивается в подоходный налог. Что это означает? Что в сделке при продаже жилья, которые были в собственности граждан менее пяти лет, раньше было менее трех лет, во-первых, изменяется срок предельного нахождения собственности, с трех лет он увеличивается до пяти. И плюс четко записывается, что налог взимается с кадастровой стоимости, не с той стоимости, которую заявили граждане, как правило, она была близка к инвентаризационной, а именно с кадастровой. 13% с кадастровой стоимости умноженный на коэффициент 0,7. Это очень много.

И самое главное, что это увеличение придется на самых обычных граждан, причем преимущественно на молодых, которые постепенно пытаются улучшить свои жилищные условия, потому что у нас любая сделка по улучшению жилищных условий, обмен, допустим, меньшей квартиры на большую, осуществляется через куплю-продажу. И вот тот пример, который я приводила, пытаясь убедить членов комитета все-таки не голосовать за эту поправку, выступая в Государственной Думе, я тоже этот пример приводила. Молодой семье, допустим, подарили однокомнатную квартиру. Потом у них родился ребенок, они получили материнский капитал. Они хотят улучшить свои жилищные условия, приобрести двухкомнатную квартиру. Продают однокомнатную и весь объем материнского капитала уйдет на уплату подоходного налога при продаже этой однокомнатной квартиры.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски