«Это меньшее из зол»: жена журналиста РБК Александра Соколова об ожиданиях от приговора мужу и планах его смягчить
Четыре года колонии — такой срок гособвинение запросило у суда для журналиста РБК Александра Соколова. Ему и еще троим подсудимым вменяют участие в организации «Армия воли норода», которую в октябре 2010 года Мосгорсуд признал экстремистской. По версии следствия, после запрета она продолжала работать под видом инициативной группе за проведение референдума «За ответственную власть». В этой группе и состоял Соколов. Он, впрочем, утверждает, что выступал только за проведение референдума, а уголовное преследование связано с его резонансными расследованиями в РБК. Корреспондент Дождя Анастасия Михайлова побывала в Тверском суде Москвы и рассказала подробности.
Заполненный зал заседания. Усиленные меры безопасности. В Тверском суде столицы сегодня прошли прения сторон. Кроме Соколова, на скамье подсудимых еще три человека — бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и его единомышленники: Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш.
Два прокурора попросили отправить журналиста в колонию на четыре года. Они настаивали на том, что все подсудимые входили в организацию «Армия воли народа» и не подчинились решению Мосгорсуда, который в 2010 году запретил эту организацию. Они изменили название на «Инициативную группу по проведению референдума „За ответственную власть“» и продолжили свою деятельность. Новая организация, как и старая, предлагала оценивать работу руководства страны, а именно проводить каждый раз всенародный референдум и по его итогам либо награждать политиков, либо отправлять в колонию.
Сами обвиняемые в суде доказывали, что нельзя судить за референдум. Они не отрицали своих политических взглядов, но утверждали, что в их действиях нет экстремизма.
Александр Соколов настаивает, что его уголовное преследование связано с профессиональной деятельностью: диссертацией о коррупции при заключении госконтрактов и расследовании о хищениях при строительстве космодрома Восточный. В поддержку Соколова в суде выступал политик Алексей Навальный. Правозащитный центр «Мемориал» признал Соколова политзаключенным. Накануне прений сторон открытое письмо в защиту Соколова подписали 282 журналиста, в котором указали, что он уже два года провел в СИЗО по «надуманным обвинениям».
Жена Соколова в студии Дождя рассказала, что у защиты есть набор нарушений, которые были допущены следствием в ходе расследования. Она отказалась их озвучивать, однако отметила, что надеется, что они помогут в смягчении наказания.
Фото: КоммерсантЪ
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.