«Это еще большее преступление, чем бездействие». Зачем власти хотят монополизировать борьбу с ВИЧ
4 сентября на портале законопроектов опубликовано предложение Минюста, которое максимально ужесточит негосударственную помощь ВИЧ-инфицированным. Любая некоммерческая организация, получающая иностранные деньги, должна будет представить свои проекты на экспертизу в Минздрав, и в течение 30 дней ей дадут ответ, можно или нельзя раздавать шприцы, презервативы или печатать плакаты. Причем иностранными источниками признаются не только компании, но и международные организации, например, ООН, или даже отдельные граждане, которые получают деньги из-за рубежа, даже если это зарплата. Адвокат, экс-сенатор Константин Добрынин, член попечительского совета организации «СПИД-ЦЕНТР», прокомментировал законопроект.
Константин Добрынин: Основная проблема в том, что государство может знать, откуда поступают деньги, на что поступают деньги, какие программы. И НКО, по большому счету, это не должно пугать, потому что в этом нет какой-то суперсекретной или какой-то закрытой информации. Потому что основная задача НКО, тем более НКО, которые занимаются ВИЧ-профилактикой, благим делом, ― это же не борьба с государством, да, это борьба с распространением ВИЧ-инфекции. Проблемы в этом я, по сути, не вижу.
Я вижу проблему совсем в другом. Я вижу проблему в том, что государство-то на самом деле с точки зрения государственной функции борьбы с распространением ВИЧ-инфекции, с поддержкой НКО, которые ориентированы на профилактику, на просвещение в этом вопросе, по большому счету, не выделяет, насколько мне известно, ни копейки. Но тем не менее, так сказать, не выполняя одно, оно звероподобно начинает требовать от НКО, скажем так, чрезмерного отчета, да, и постановки всего под контроль. Так вот, оно может добиться совершенно противоположного эффекта, когда количество НКО и количество людей, которые хотят заниматься профилактикой, хотят помогать людям, просто начнет уменьшаться. И та эпидемия ВИЧ, да, не купироваться будет, а распространяться дальше.
Те люди, которые предлагают такие инициативы, честно говоря, задают плохой тон, да, они далеко не в теме вопроса. И, возможно, у них есть некая такая странная идея, да, монополизировать рынок профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией. Это же, прошу прощения, идиотизм, да. Если такое есть, то это чудовищно ровно потому, что тем самым ты совершаешь, наверно, еще большее преступление, чем бездействие. Здесь надо, наоборот, государству стимулировать возникновение как можно большего числа некоммерческих организаций, которые занимаются профилактикой и борьбой с ВИЧ-инфекцией.
Я бы всё-таки поостерегся, мне бы не хотелось так плохо думать, прошу прощения за каламбур, но я не думаю, что здесь всё-таки лоббизм. Я думаю, что здесь непонимание специфики процесса. Я думаю, что маловероятно, что законопроект, внесенный правительством, кто-то будет заворачивать, то есть такая вероятность стремится не к нулю, но к очень низким цифрам. Но если сейчас общественные организации, те же НКО, если отдельные законодатели в Государственной Думе, которые там, между прочим, есть, которые умеют думать, сенаторы всё-таки начнут предметно и критично анализировать этот текст, а там есть над чем поработать, я думаю, что законопроект может поменяться в процессе прохождения. Он, мне кажется, должен поменяться.
Фото: Егор Алеев / ТАСС