«Это доведение ситуации до абсурда»: Светлана Ганнушкина рассказала о смысле обращения к Терешковой из-за слов Делимханова
Группа правозащитников обратилась к главе комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Валентине Терешковой из-за высказываний депутата от Чечни Адама Делимханова, который публично угрожал семье судьи Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаева.
Комиссия по этике собиралась изучить высказывания Делимханова, как только получит соответствующее обращение, но пока не сделала этого. Инициатива заместителя председателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, коммуниста Николая Арефьева, который после угроз предложил генпрокуратуре поставить Делимханова на учет и контролировать его действия, тоже не получила продолжения. В своем обращении правозащитники фактически троллят комиссию.
Послание составлено в юмористической форме: в нем говорится, что «действовать столь примитивным способом — отделяя голову от туловища — недостойно высокого звания депутата Государственной Думы Российской Федерации, государства, обладающего разнообразными высокими технологиями». Однако «если бы речь шла об обещаниях или призывах убить кого-либо с помощью радиоактивного вещества (например, полония-210), ингибитора холинэстеразы (в просторечии, „Новичок“) или, на худой случай, из огнестрельного оружия (например, из золотого пистолета), это вряд ли противоречило бы принятым представлениям о депутатской этике», пишут правозащитники.
Одна из подписантов — Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие»*, рассказала Дождю, что не считает это обращение «троллингом». «Когда никто в государстве не обращает внимание на такие противозаконные, недопустимые высказывания, как угрозы конкретным людям (отправить их на тот свет любым способом, требование „закопать в землю“), причем это делается устами руководителя субъекта Федерации и депутата Госдумы, и товарищи по Думе, соседи, которые сидят рядом с этим человеком, ничего не предпринимают, то я не знаю, что нам остается, кроме такого юмористического обращения», — поделилась Ганнушкина.
«Единственный способ противодействия такому поведению — это высмеивание, я думаю, что смеха эти люди боятся», — считает правозащитница. Несмотря на то, что обращение в такой форме — это доведение сложившейся ситуации до абсурда, она надеется на обратную связь. «Если не будет совсем никакой реакции, то это уже совершенно трагическая ситуация — это означает, что у нас нет государства», — говорит Светлана Ганнушкина.
Пока не будет указания «с самого верху», из Кремля, в Чечне действовать не будут, уверена председатель «Гражданского содействия»*. «Мы не знаем, что сказал на встрече Путин Кадырову, не знаем, какой сигнал был подан от Кадырова Делимханову — ничего этого не знаем. Идет какая-то закулисная процедура, происходит что-то совершенно нам неизвестное и закрытое. Никто не действует, никакая власть, ни законодательная, ни исполнительная, а события развиваются чудовищным образом».
«Кадыров считает, что он главный в Чечне над всеми, включая правозащитников», и «это его иерархическое, тоталитарное сознание распространяется на всю Россию, но если бы это не поддерживалось высшей властью, конечно, в Чечне все было бы иначе», — убеждена Ганнушкина.
*Минюст внес «Гражданское содействие» в реестр НКО-«иноагентов»
Фото: Елена Афонина/ТАСС