ЕСПЧ признал содержание Таисии Осиповой в СИЗО пытками, но в колонии еще хуже

26/08/2013 - 18:52 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута
«Пять минут свободы». Сегодня в Москве пройдет премьера этого документального фильма о событиях на Красной площади в 1968 году. Тогда у Лобного места собрались 7 противников ввода войск в Чехословакию с плакатом «За вашу и нашу свободу». Все отправились после этого в ссылки, тюрьмы и психбольницы.

Сегодня премьеру этого фильма посвятят Таисии Осиповой. У активистки «Другой России» день рождения. Третий раз она встречает его в тюрьме. В эти минуты на Тургеневской площади начинается митинг в ее поддержку. Оттуда с нами на прямой связи был Илья Васюнин.

Васюнин: За моей спиной проходит пикет в поддержку Таисии Осиповой, люди собрались, чтобы поздравить ее с днем рождения. Напомню, что осуждена она была в 2010 году, ей вменили  сбыт героина, причем человек, который покупал героин, так и остался засекреченным, а дело вели сотрудники Центра по противодействию экстремизму. Это сразу дало повод говорить, что дело сфабриковано и было возбуждено, чтобы надавить на супруги Таисии Сергея Фомченкова, который входит в исполнительный комитет движения «Другая Россия». В 2010 году дело довели до суда, и Таисия Осипова получила 10 лет лишения свободы. После этого произошел ряд выступлений, общественных мероприятий, акций в ее поддержку. Высказался тогдашний президент Дмитрий Медведев, он сказал, что не в курсе дела, но 10 лет для женщины с детьми - это многовато. Дело в итоге направили на повторное рассмотрение, и прокурор просил всего 4 года для Таисии Осиповой, но суд дал вдвое больше. Она осуждена на 8 лет и отбывает срок в колонии Тверской области. Там недавно побывал ее муж Сергей Фомченков, сейчас он рядом со мной.

Сергей, какие условия содержания? Что рассказывает Таисия о колонии?

Сергей Фомченков, «Другая Россия»: Условия содержания, как и в любой российской колонии, не имеют отношения к слову «человечность». Недавно Европейский суд по правам человека признал нахождение Таисии в СИЗО как пытки, признал, что в СИЗО содержат людей как скотов. Ситуация в колонии не лучше, чем в тюрьмах, она одинакова по всей России. Бытовые условия ужасные, женщины моются раз в неделю. Что такое для женщины 15 минут раз в неделю помыться? Всех заключенных заставляют работать, за отказ от работы полагается СИЗО, в СИЗО тоже работают, кстати. Вне зависимости от состояния здоровья работают все, надо быть инвалидом первой степени, который лежит, тогда только его не возьмут на работу.

Васюнин: У Таисии диабет, ее как-то лечат в колонии?

Сергей Фомченков, «Другая Россия»: Полноценного лечения, даже обследования добиться невозможно, даже эндокринолога нет в колонии, даже нет стационара. Наблюдать ее, лечить так, как необходимо человека больного диабетом, тем более в тяжелой форме, как у Таисии, это просто невозможно, не предусмотрено  теми условиями медицины, которые есть в колонии.

Васюнин: Что вы предполагаете делать? Можно изменить ее судьбу сейчас?

Сергей Фомченков, «Другая Россия»: Все инстанции юридические мы пытаемся пройти. Приговор обжалуем в ЕСПЧ, идет процесс обжалования в России. Мы сейчас направили жалобу председателю Смоленского областного суда, подали жалобу в Верховный суд. Все, что возможно делать, мы делаем, но, к сожалению, российское правосудие очень медленное, человек сидит, а жалобы не торопятся рассмотреть.

Другие выпуски