«Эмоции бьют через край»: Михаил Крутихин о войне «Транснефти» с Силуановым
Крупнейшая в мире государственная нефтепроводная компания «Транснефть» публично спорит с первым вице-премьером и главой Минфина Антоном Силуановым. В середине апреля нефть, поставляемая Россией по нефтепроводу «Дружба» в Белоруссию и другие европейские страны, оказалась загрязнена. В Белоруссии потребовали компенсацию. «Транснефть» виновницей случившегося назвала самарскую компанию «Самаратранснефть-терминал». В середине вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что затраты «Транснефти» на компенсации по инциденту с «грязной» нефтью в «Дружбе» будут учтены при утверждении ее дивидендов. Но по мнению Антона Силуанова, неправильно, чтобы «государство платило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти». 29 мая в «Транснефти» обвинили Силуанова в «упрощении ситуации»: «Совершено преступление, ведется следствие. В его рамках „Транснефть“ признана потерпевшей стороной. Когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это „косяком в работе Минфина“». Михаил Крутихин, экономический аналитик и партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy, рассказал подробности.
Крутихин рассказал, что открытый в информационном пространстве конфликт между Силуановым и компанией «Транснефть» говорит о том, что дело не нашло решения. По его словам, обвинения в адрес «микроскопической компании» «Самаратранснефть-терминал» не состоятельны, потому что ей не удалось бы заразить нефть в системе «Транснефти» в девять тысяч километров.
Эксперт возлагает ответственность за загрязнение большого объема поставляемой Россией нефти на «Транснефть», которая не обеспечила должного контроля качества продукта. Кроме того, он обратил внимание на халатность нефтяных компаний-поставщиков. Крутихин убежден, что «Транснефть» будет вынуждена оплатить неустойки и расходы на восстановление поврежденного оборудования, а также организовать утилизацию загрязненной растворителем нефти.
По мнению аналитика, размер государственных дивидендов, отчисляемых «Транснефти», напрямую зависит от ее годовой чистой прибыли. Если ввиду штрафных санкций и дополнительных расходов на утилизацию ее доходы сократятся, то и государство снизит количество выделяемых средств. Однако Крутихин утверждает, что Николай Токарев, председатель правления «Транснефти», имеет давние связи с президентом Владимиром Путиным, поэтому нельзя исключать, что все расходы компании будут компенсированы из государственного бюджета.
Фото: EPA