Елена Супонина: "На Ближнем Востоке царит организованный хаос"
Ожидается, что 23 сентября такое заявление сделает лидер Палестины Махмуд Аббас. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун уже заявил, что палестинцы заслуживают своего государства, а Израиль – права на безопасность.
Между тем, накануне сообщалось, что голосования в Генеральной ассамблее и Совбезе ООН по поводу предоставления Палестине статуса самостоятельного государства могут быть перенесены на неопределенную дату. Президент США Барак Обама сегодня заявил, что мир на Ближнем Востоке "не будет достигнут путем принятия резолюций в ООН". Он считает, что сами израильтяне и палестинцы должны достичь соглашения по вопросам, которые их разделяют. США может наложить вето на палестинскую резолюцию.
Писпанен: Насколько опасно может быть такое заявление? Насколько оно может всколыхнуть международную общественность и привести к каким-то серьезным последствиям, я имею в виду военным?
Супонина: Палестинцы пошли на этот жест отчаяния, потому что уже более 60 лет они не могут решить свою проблему – государство так и не создано. Они все уже перепробовали, и дипломатические методы, и переговоры, и вооруженные акции, и террористические атаки. Ничего не получается. И главное, международные посредники ничего не могут поделать, они не могут усадить толком даже стороны за стол переговоров – израильтян и палестинцев, потому что ни та, ни другая сторона не идет на уступки. К сожалению, ситуация взрывоопасная, тупиковая. От такого обращения в ООН государство Палестина по мановению волшебной палочки не возникнет. Палестинцы просто еще раз напомнят о своей проблеме. Но не может государство появиться, когда из одного города Палестины, в настоящий момент автономии, чтобы добраться из одного города в другой, нужно просить разрешение израильтян. Или когда Россия, например, несколько лет назад подарила палестинцам 50 штук БТР, а они до сих пор ржавеют в Иордании на складе, потому что израильтяне не позволяют их туда допустить.
Писпанен: В общем, тоже можно их понять.
Супонина: Можно понять, конечно, они заботятся о своей безопасности, но реальный факт в том, что государства Палестина на деле нет. Нет армии, нет нормальных связей между населенными пунктами. Палестинцы только напоминают о своей проблеме и все.
Писпанен: Вот если гипотетически сейчас представим, что все сложилось, все разрешили, все договорились, и создается государство Палестинское. Закончит это бесконечную войну?
Казнин: Или только начнет?
Супонина: Беда в том, что не договорятся и все это знают, поэтому гипотетически даже такое невозможно представить. Ближний Восток находится на опасной грани. Израиль, оказывается в тревожном для себя окружении. Ведь посмотрите, в Египте арабская весна привела к власти пока еще неизвестно кого. Пока там находятся военные, но исламисты набирают силу. Все это произошло при помощи, отчасти, американцев. Нет, они не стояли за этой революцией, но они вовремя оседлали эту волну и поддержали уход Хосни Мубарака, к ужасу израильтян. И вот это окружение враждебное, оно может засосать регион в очень большой конфликт. Ведь и позиция Турции меняется, а там еще Иран, в Иордании волнения.
Писпанен: В плотном окружении, получается.
Супонина: А тут еще палестинцы сейчас выйдут на демонстрации в поддержку заявления в ООН. Сначала эти демонстрации будут мирные, но на Ближнем Востоке, где люди темпераментные, грань между мирными выступлениями и немирными, она очень хрупка. Того и гляди, что начнется большая буча.
Казнин: Вы думаете, это сценарий, или главы Палестинской автономии ведут свою игру и добиваются чего-то иного?
Супонина: О, я бы хотела, чтобы это был сценарий. Потому что когда есть сценарий, вы можете хотя бы его изменить, или что-то сделать, чтобы был какой-то план. Некоторые сейчас договорились до того, что они верят в существование проекта под названием «Управляемый хаос». Якобы в администрации США такой разработали. Вот хаос, но управляемый. Я в это не верю. К сожалению, процессы на Ближнем Востоке достигли того предела, когда хаос уже неуправляемый, и даже трудно предсказать к чему это может привести, но ни к чему хорошему, уверяю вас.