Чирикова: "Не идти на выборы - дохлая позиция"
Якобы Прохоровым недовольны в администрации президента. Не поддерживают бизнесмена и в региональных отделениях. На съезде поставят вопрос о переизбрании Прохорова. Правда, кем его заменят - пока не говорят. Называют имена двух губарнаторов - Пермского края Олега Чиркунова и Кировской области Никиты Белых.
Сообщения о грядущей отставке Прохорова совпали со скандалом вокруг Евгения Ройзмана. Главу фонда Город без наркотиков якобы очень не хотят видеть в "Правом деле" в администрации президента. Михаил Прохоров заявил сегодня, что не даст Ройзмана в обиду и если его выживут из партии - то и сам уйдет вместе с Ройзманом.
Складывается ощущение, что происходящее вокруг "Правого дела" - отлично продуманная пиар-компания. Даже скандал вокруг Ройзмана - отдает политическими технологиями.
Привлечение внимания в преддверии съезда и создание образа униженных и оскорбленных борцов с режимом - шанс получить голоса тех, кто не очень верит в независимость Прохорова от Кремля. И слухи о грядущей отставке, возможно, продолжение линии политтехнологов, работающих на "Правое дело" вслед за сорванными биллбордами по всей стране и пререканиями вокруг фигуры Евгения Ройзмана.
Завтра начинается двухдневный съезд Правого дела. Первый день будет закрыт для прессы. Но мы найдем способ рассказать вам о том, что происходило за закрытыми дверьми.
Партию Михаила Прохорова сегодня активно критиковал Владимир Жириновский. В Москве прошел съезд ЛДПР, подаривший сразу несколько громких новостей.
Во-первых, в партию берут сына убитого в июне полковника Юрия Буданова. Судя по всему, чтобы привлекать националистический электорат. Во-вторых, Жириновский определился с первой тройкой. В нее вошли сам лидер ЛДПР Владимир Жириновский, его сын Игорь Лебедев и депутат Алексей Островский.
Удивило многих, что не попал в топ-3 Андрей Луговой. Обвиняемый в убийстве Александра Литвиненко четыре года назад был вторым в списке. Теперь же его нет даже в первой десятке. Зато есть много других известных необычных персонажей.
Например, адвокат Евгении Хасис - Максим Коротков-Гуляев. Хасис была осуждена за пособничество в убийстве правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский повел свою партию под лозунгом "ЛДПР за русских". На съезде сегодня много говорилось о притеснении коренного русского населения, которое и будет спасать ЛДПР. Соратники Жириновского считают, что они не разжигают национальную рознь.
Обсуждаем обстановку вокруг "Правого дела" и грядущие выборы с депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым, директором независимого ЦИОМ "Левада-Центр" Львом Гудковым и лидером движения защитников Химкинского леса Евгенией Чириковой.
Казнин: Удивили вас цифры?
Гудков: Нет.
Писпанен: Давайте еще раз их озвучим.
Гудков: Да. Какие цифры?
Писпанен: 54% россиян считают, что выборы пройдут нелегитимно.
Гудков: Это повторяется, и чем дальше к выборам, тем выше доля тех, кто считает, что выборы пройдут с нарушением и с разного рода фальсификациям, подтасовками, шантажом избирателей. Чем ближе к выборам, тем люди больше уговаривают себя, что все пройдет нормально, и они придут на выборы, проголосуют и голос не пропадет. Это повторяется картина довольно давно. Фальсификации всегда были у нас на выборах, но раньше они были в небольшом объеме, примерно 5-6%, и пока были губернаторы выборные, то ситуация по-разному складывалась в разных регионах. Потому что в зависимости от того, какая партия набирала большинство голосов в тех регионах, в пользу той партии и проходили фальсификации. Примерно 5-8% всегда приписывались или фальсифицировалось. Но с 2003 года ситуация изменилась, и примерно тот же, та же доля фальсификации стала направленной, однонаправленной в пользу «Единой России». Поэтому вот эта вот предопределенность, она довольно сильно поменяла умонастроение людям, тем более что они видят, что есть ограничения в допуске оппозиционных партий, есть прямое давление на избирателей.
Писпанен: А если сравнивать с 2007 годом, вот с показателями теми, насколько изменилось?
Гудков: Примерно то же самое, единственное, что заметно изменилось, это уверенность избирателя, что фальсификаций или подтасовки, или давления будет в пользу «Единой России» с 41до 62%. И только небольшая часть, примерно по разным опросам, в зависимости от формулировки, от 14 до 30% считают, что выборы пройдут честно, гладко без всяких натяжек, без давления и подтасовок. Большинство считает, что все-таки будут явные давления на избирателей, либо нарушения, в общем, всякого рода расхождения с законодательством, так мягко скажем.
Казнин: К нам присоединился депутат Государственной думы от ЛДПР Ярослав Нилов, здравствуйте. Сегодня прошел съезд ЛДПР, мы об этом уже рассказывали буквально пять минут назад. Скажите, вы как считаете, вам как выгодней, чтобы шли люди на выборы или чтобы пришло как вот Левада-Центр подсчитал - 50% - и хватит?
Нилов: Нам выгодно, чтобы люди шли. Во-первых, это показывает легитимность власти, раз. Во-вторых, чем больше людей приходят на выборы, тем меньше процентов оставляется партии власти. Люди все должны понять, особенно молодежь, которая вся ленится, спит, просыпает день выборов после клубов, ресторанов и всего остального, не идет на выборы, потом удивляется, откуда такие результаты. Все должны четко понимать, чем меньше людей пришло на выборы, тем больше невостребованных бюллетеней осталось. Дальше всем все понятно, что можно с ними делать. Каждый может догадаться сам.
Казнин: Евгения Чирикова к нам присоединилась, член оргкомитета оппозиционного движения «наХ-наХ», и лидер движения в защиту «Химкинского леса». Здравствуйте.
Чирикова: Добрый день. Здравствуйте.
Писпанен: Мы про движение «наХ-наХ» сейчас будем говорить.
Казнин: Но и не только. Мы, естественно, говорим сейчас о выборах. Скажите, вы ведь, наверное, тоже за то, чтобы активно участвовали в выборах несмотря ни на что?
Чирикова: Вы знаете, у меня сейчас как бы позиция такого типичного среднего россиянина. Потому что в отличие от уважаемых моих собеседников, я не являюсь депутатом Госдумы и выборы для меня - это вещь абсолютно новая.
Нилов: Зато мы вас поддержали.
Чирикова: Спасибо. Поэтому я сейчас мечусь и я сейчас в раздумьях, равно как и все мои коллеги, мы думаем, как правильно себя вести.
Казнин: Идти или не идти?
Чирикова: Идти-то точно совершенно, идти-то надо, потому что не идти - это уже совсем какая-то дохлая позиция. Но вот как себя правильно повести, я сейчас, честно говоря, думаю. Потому что когда я говорю с Борей, мне кажется, что он прав. Когда я поговорю с Сергеем Митрохиным, мне кажется, что он прав. Когда я поговорю с Лешей Навальным, мне кажется, что прав Леша. Вот у нас сейчас будет такое интересное мероприятие, где-то 1-2 октября в одном из Подмосковных пансионатов пройдет гражданский форум, он будет называться «Последняя осень». В рамках этого гражданского форума, это, по сути, будет второй Антиселигер, мы устраиваем специально такие дебаты с народом, со всеми людьми, которые активно занимают гражданскую позицию, мы будем рассуждать, как нам правильно себя вести на выборах. Я думаю, что мою личную позицию я сформирую после того, как всех-всех послушаю.
Казнин: Лев Дмитриевич, к вам вопрос. Появились все-таки на этих, в преддверии эти выборов новые или новые старые силы. Вот, «Право дело», например. Вдруг как выскочил черт из табакерки господин Явлинский, опять возглавил «Яблоко». Охлобыстин заявил о своих претензиях на президентское кресло. Это никак не меняет отношение людей к происходящему? Не удается все-таки тем, кто организовывает эти новые движения, партии, и личности переубедить людей и показать, что вот у нас есть якобы, есть у нас политическая борьба и политическая активность?
Гудков: Большинство все-таки считает, что реальной борьбы у нас нет, что депутаты заняты только своими интересами, борьбой за власть, либо за распределение каких-то корыстных прибылей, финансовых потоков и мало отвечают запросам избирателя. Поэтому доминирует очень стойкое отчуждение от политики, не верят в выборы, и почти 85% наших избирателей считают, что они не в состоянии влиять на принятие решений властью, вообще повлиять на то, что делает власть, что власть занята своими интересами, и, в общем, только создает видимость, имитацию выборов, а не реальное участие в выборах. Поэтому еще раз говорю, что доминирует такое пассивное, равнодушное, отчужденное отношение к выборам. Только 40% потенциальных избирателей говорят о том, что выборы в какой-то степени их интересуют, а большинство говорят, что нет. Как вести себя? Вот то, о чем говорил Евгения Чирикова, до сих пор неизвестно, честно вам скажу, потому что статистически получается, что как ни голосуй, приходить на выборы или не приходить на выборы, расклад сил при общей сомнительной организации выборов, в общем, предопределен. Моя позиция, что надо идти на выборы.
Казнин: А те, кого опрашиваете, думают по-другому?
Гудков: Придут те, кто придет на выборы по тем или иным причинам, на кого будет оказано административное давление или кто считает нужным поддержать «Единую Россию», или просто ждет от власти, что она все-таки что-то будет делать.
Писпанен: Я бы сейчас хотела озвучить манифест, можно даже сказать, который предлагает движение «наХ-наХ», это такая альтернативная история. Нашим зрителям и нашим экспертам будет интересно. «Каждому, кому дорога судьба страны, кого достала циничная воровская система, предлагается 4 декабря взять свой бюллетень, ручкой или фломастером перечеркнуть его крест накрест, поставить для верности кресты во всех квадратах и аккуратно опустить в ящик». Считается, что по закону, если 40%, если число проголосовавших против всех превышает 40%, выборы считаются не действительными. Как вам такая схема? Я бы хотела услышать мнение всех.
Гудков: Это мало реальная вещь.
Нилов: Здесь у вас ошибка.
Писпанен: Какая?
Гудков: Все равно большинство бюллетеней будет распределено в пользу «Единой России». В этом смысле эффект очень небольшой. Выиграют немножко коммунисты от этого и «Единая Россия». Как раз партия ЛДПР чуть-чуть потеряет от этой схемы, а «Справедливая Россия» может и не пройти при этом.
Казнин: Ярослав?
Нилов: «Против всех» нет графы, это раз. Во-вторых, если реально посмотреть, что бросают на избирательных участках, эти бюллетени забраковываются, сразу откладываются в сторону. Очень часто для того, чтобы надуть так называемый рейтинги определенным партиям, как раз эти бюллетени просто подкладываются в общую кучу той партии, которой нужно дотянуть бюллетеней, и они считаются как бюллетени лиц, которые проголосовали за эту партию. Поэтому с одной стороны, это будет сигнал власти, сигнал чиновникам, которые могут понять реальные настроения людей, но по большому счету они это и так знают, им плевать. С другой стороны, людям надо идти, потому что не хождение на выборы, игнорирование и такой некий нигилизм, это власти выгодно. К сожалению, средства массовой информации, не будем брать ваш, вы современные, вы модные, вы новые, в принципе средства массовой информации, они навязали людям мнение о том, что ходи - не ходи, все равно все заранее известно, все подсчитано, все заранее распределено. По большому счету это не так. Потому что в зависимости от того, какие первичные результаты есть, от этого надо и плясать. Поэтому, чем больше придет людей на выборы и выразит свою позицию, тем сложнее будет как-то скорректировать результаты в пользу той или иной партии.
Казнин: Лев Дмитриевич, а как относятся люди, которые принимают участие в опросах, к националистической идее, которую сейчас разыгрывают эту карту многие силы ЛДПР, в том числе?..
Нилов: Мы не разыгрываем. 22 года ЛДПР говорит: «Русский народ должен в России, быть народом государствообразующим». Жириновский, еще будучи кандидатом в президенты в 91-м году, сказал свой главный лозунг: «Я буду защищать русских». Поэтому, это не конъюнктурная наша идея. Мы не разыгрываем.
Казнин: Тем не менее, не разыгрываете, но используете.
Нилов: Мы не используем, мы всегда говорим об этом, это раз.
Казнин: Тем не менее.
Нилов: Другие прячутся за ширму толерантности и допрятались до того, что это проблема реальна.
Казнин: То есть, это ваше поле? Вы сюда никого не хотите пускать?
Нилов: У нас нет поля, мы не играем в футбол, понимаете? Эта тема, мы защищаем русский народ.
Казнин: Его может защищать и «Правое дело», и «Единая Россия».
Нилов: Пусть защищают. «Единая Россия» дозащищалась. Мы имеем то, что мы имеем - Манеж, Свиридов, Волков, Агафонов и все остальное. Это вот толерантность и ширма вот этой вот, отсутствие национальной проблемы. Реально очень остро стоит вопрос.
Казнин: А с такими лозунгами не будет повторения Манежки?
Нилов: Не будет. Мы не говорим что мы против кого-то. Мы говорим, сегодня главный лозунг на съезде ЛДПР выдвинуло - за русских.
Казнин: А другие не должны за вас голосовать национальности?
Нилов: В национальных республиках мы будем говорить: «Только ЛДПР, или терпи дальше». Если те, кого устраивает то, что происходит, пусть голосуют за кого хотят. Если не устраивает - за ЛДПР. Но в России 80% русских. Поэтому мы говорим, русский народ должен быть не просто где-то там числиться и говориться, что 80% статистический народ, это русский народ - это государствообразующая нация.
Казнин: Зачем вы привлекли Буданова-младшего?
Нилов: Буданов-старший, к сожалению, произошла такая трагедия, еще, будучи живым, он ходил на наши съезды, он симпатизировал нам, сын симпатизировал нам. Жириновский единственный из известных государственных деятелей, чиновников посетил прощальную панихиду, не побоялся этого, как другие сидели, прятались и тему смещали в сторону.
Казнин: Почему боялись? Просто достаточно противоречивая фигура, мягко говоря, Буданов.
Нилов: Я был на похоронах. Я видел это все своими глазами. Они не пришли, вот и все. Жириновский не побоялся и пришел.
Казнин: Если бы Буданов был жив, вы бы позвали его в список?
Нилов: Он и так ходил на наши съезды.
Казнин: В 10 позвали? В тройку позвали?
Нилов: К сожалению, Буданов не жив, и если бы такой трагедии не произошло, неизвестно, как вообще складывалась бы его судьба. Потому что после того, как произошли определенные моменты, связанные с его уголовным делом, всем остальным, он ушел в некую тень. Он долго прятался вообще от СМИ, от общества. То есть, человек ушел в себя, потому что, в принципе, человек остался обиженным обществом. Общество от него в тот момент, когда надо было его поддержать, от него отвернулись.
Казнин: Он совершил убийство. За это сидел в тюрьме, это доказанный факт.
Чирикова: И убил не мужчину, и убил не в бою. Вот что меня немножко смущает.
Нилов: Знаете…
Казнин: Давайте все-таки не будем.
Нилов: Мы сегодня обсуждаем не Буданова.
Казнин: Да. Это отдельная тема.
Нилов: Это отдельная тема, мы можем много говорить о бесчинствах других национальностей, солдат. И сегодня в армии… Посмотрите YouTube. Нажмите «армия», «беспредел» и посмотрите.
Казнин: Но их не берут в списки партий, с другой стороны.
Нилов: Мы взяли сына Буданова, за ним нет никакого уголовного прошлого. Мы отдаем дань памяти его отцу, мы всегда выступали за людей в погонах. Мы понимаем, что армия должна быть поддержана. Таким образом, мы реальные делаем шаги для того, чтобы поддержать и Жириновский это обещал семье.
Казнин: Это ваша позиция?
Нилов: Это наша позиция.
Казнин: Но возникает впечатление, что вы спекулируете вот на таких именах.
Нилов: Мы не спекулируем.
Казнин: Потому что, когда был Луговой на пике популярности своей, он сейчас в десятку не входит.
Нилов: Он и сейчас есть.
Казнин: Он шел вторым в списке, когда ему нужна был неприкосновенность, и когда его известность зашкаливала именно как человека, который…
Нилов: Объясняю. Он и сейчас находится на пике популярности. Недавно Байден встречался с Путиным и Медведевым. Мы слышали комментарии одного и второго.
Казнин: Мы имеете в виду Кэмерона.
Нилов: Извиняюсь, Кэмерона. Второе, Луговой находится у нас в первом списке по Иркутской области. Достаточно большая область. Все эти годы, находясь в Госдуме и будучи депутатом, он отвечал за Дальний Восток и регионы Сибири. Он постоянно находился в этих регионах, он знает прекрасно жизнь там, расклад политических сил там, поэтому эта область, которую он курировал, он от туда идет. Все время тройка меняется у нас, Луговой был тогда, тогда - это было тогда. Все время все меняется.
Казнин: Хотелось услышать все-таки мнение Льва Гудкова по поводу националистических идей. Как к этому относятся люди?
Гудков: Вы знаете, национализм довольно сильно поднялся за последние 10 лет. Отчасти из-за официальной позиции, из-за поощряющей, но мне кажется, что игра на комплексах неполноценности, то, что лежит в основе нынешнего национализма - крайне опасно. Она размывает и моральные представления и правовые. То, что мы видим в отношении Буданова, это как раз очень хорошо показано - это опасная игра. И хотя люди отзываются на это с одной стороны, с другой стороны почти те же самые люди бояться последствий этого и, в общем, считают, что ни в коем случае нельзя допускать какого-то вот приоритета русским. Потому что страна многонациональная и все народы равны между собой и никому не должно быть здесь преференций, иначе это приведет к насилию, к разрастанию этой агрессивного национализма и уже власть с этим может не справиться. Это опасно. И большинство людей считает, что никаких здесь игр, провоцируя эти темные настроения, не должно быть. Люди боятся этого на самом деле. Хотя, еще раз говорю, что, в общем, какой-то частью своего сознания им лозунг «Россия для русских» близок и нравится.
Казнин: Вы ожидаете изменения общественного мнения в ближайшие месяцы октябрь-ноябрь из-за активности политических сил?
Гудков: Конечно, будет разогрев электоральный. Та часть, которая не определилась с выбором, она придет на участки и решит за кого голосовать, и очень значительная часть примет решение в последний день.
Писпанен: Наши зрители интересуются маркой ваших часов. Это последний вопрос. Хотя бы стоимостью.
Нилов: Это подарок. Скорее всего, китайская подделка.