Что не так с российскими процессорами «Эльбрус», которые раскритиковали в МВД и «Сбере»
МВД против российской техники — накануне стало известно, что в руководстве силового ведомства остались недовольны работой серверов на российских процессорах «Эльбрус». Об этом пишет издание «Коммерсант» со ссылкой на свои источники.
При эксплуатации отечественных процессоров возникают проблемы, которые тормозят цифровизацию ведомства, подчеркивают в МВД. И российские силовики — не первые, кто жалуется на российскую технику. В декабре тот же «Коммерсант» сообщал, что процессорами остались недовольны и другие крупные заказчики. По данным издания, это компании «Ростелеком», ВТБ, «Сбер», «Почта России» и еще ряд крупных заказчиков отечественного оборудования. При этом стоит отметить, что государство, похоже, делает серьезную ставку на российского производителя — так, например, в декабре прошлого года «Коммерсант» сообщал, что только на разработку процессора «Эльбрус-32С» для оборонных целей Минпромторг выделил более 7 миллиардов рублей. Так что же не так с российскими процессорами? Обсудили с Иваном Покровским, исполнительным директором Ассоциации разработчиков и производителей электроники, и Денисом Кусковым, генеральным директором TelecomDaily.
Покровский отмечает, что процессоры «Эльбрус», как и процессоры «Байкал», отлично справляются со своими задачами, если их использовать по назначению. Он также пояснил, что архитектура процессора «Эльбрус» отличается от устройства наиболее широко распространенных процессоров компании Intel, и чтобы работать с российскими устройствами, необходимо также вкладываться в модификацию программного обеспечения. «Нужно переходить на сторону российских разработчиков и совместно с российскими разработчиками процессоров и оборудования решать эту задачу <...> Я не хочу говорить о том, что кто-то виноват, никто не виноват, сейчас такая ситуация. Чтобы конкурировать с зарубежными разработчиками и чтобы создавать достойные решения, по мировым меркам достойные, нужно объединять ресурсы и разработчиков решений, и крупнейших государственных заказчиков и государственных компаний. Речь не идет о потребителях, мы не сможем чем-то помочь на первом этапе, но вот на первом этапе очень важен опорный спрос. Не будет опорного спроса — не будет ничего», — добавил Покровский.
«Основная большая проблема всего нашего производства в России — что оно у нас приказное», — считает Кусков. «Государство приняло для себя идеологию импортозамещения, Минпромторг субсидирует определенные вещи, и с этой тропинки не сойдет. С другой стороны, мне кажется, наверное, было бы более правильно, чтобы не МВД как заказчик оборудования, скажем так, а „Байкал“, „Эльбрус“ пригласил другие компании и уже предложил готовое решение. А то получается так: вы обязаны у нас купить, оно не будет работать, все будет плохо, но это ваши проблемы, вы их решайте. То есть либо государство должно целиком заниматься этим, либо этим должны заниматься компании, которые делают это оборудование», — сказал Кусков.