Эксперты-психологи: «Состав преступления Pussy Riot налицо»
Формулировки «непристойный вид» и «унижение вековых устоев Русской православной церкви» содержатся в обвинительном заключении, которое сегодня утвердила прокуратура и отправила дело в Хамовнический суд.
В тексте содержится даже такая фраза: «посягательство на сакраментальность церковного таинства». Правда, судя по всему, имеется в виду не сакраментальность, а сакральность. Елена Шмараева проанализировала этот документ и побеседовала с православным психологом Верой Абраменковой, которая и делала основное заключение по делу Pussy Riot.
Шмараева: Обвинительное заключение по делу Pussy Riot прокуратура утвердила сегодня, потратив на изучение семи томов и прилагающихся к ним материалов всего один день, поступило дело в прокуратуру накануне.
Выдержки из этого документа опубликованы на официальном сайте Генпрокуратуры. В нем в частности говорится, что обвиняемые «кощунственным образом унизили вековые устои Русской Православной Церкви». Мотив совершения хулиганства, который вменяют Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич - религиозная ненависть и вражда. Разноцветные платья, в которых они находились в храме, названы в документе «непристойным для подобного места видом», а песня, которую они там якобы исполняли описана как «оскорбительная и богохульная».
Адвокаты девушек, во-первых, возмущаются молниеносной скоростью, с которой дело направили из Следственного комитета в прокуратуру, а теперь в суд, а во-вторых, тем, что в официальных юридических документах звучат такие слова как «непристойность, богохульство и кощунство» и обосновывают эти слова уголовный мотив религиозной вражды. Сами обвиняемые в суде тоже возмущались безграмотным по их словам текстом материалов дела.
Алехина: Практически каждая страница данного уголовного дела содержит уникальный ряд грамматических и семантических ошибок и для того, чтобы понять суть написанного, требуется время. Вы можете убедиться в этом, когда будете рассматривать дело по существу. Иногда попадается по три грамматические ошибки в одном слове.
Защита утверждает, что цитаты про богохульство и кощунство заимствованы из одной из экспертиз по делу Pussy Riot.
Всего экспертиз было три. Две из них проводил светский Центр Информационно-аналитических технологий (ЦИАТ). Специалисты центра не усмотрели в действиях девушек мотива религиозной ненависти, а третья экспертиза его нашла. При этом эксперты якобы анализировали не то, что происходило в храме, а видеоролики в блоге Pussy Riot и комментарии к ним. Что стало предметом анализа экспертов, и к каким выводам они пришли, мы спросили у одного из авторов этой третьей экспертизы, православного психолога Веры Абраменковой.
Абраменкова: Конечно же, передавались материалы, потому что я естественно, не видела воочию, я не смотрю телевизор, и я не была в это время в Храме Христа Спасителя. Я пользуюсь только тем, что известно всем. Даже не нужно смотреть, как это все происходит, достаточно того, что люди вошли в святилище, в святое место, которое известно всей стране, встали спиной и начали задирать ноги – вот этого достаточно для того, чтобы сказать, что это богохульство и кощунство.
Психолого-лингвистическую экспертизу Вера Абраменкова выполняла совместно с филологом Всеволодом Троицким и православным юристом Всеволодом Понкиным. Абраменкова тоже своей конфессиональной принадлежности не скрывает, называет себя русским православным психологом. Известна она тем, что участвовала в международной конференции «Перед лицом Апокалипсиса» и пишет книги о духовно нравственном воспитании детей.
В беседе со мной психолог заявила, что считает, что в действиях девушек из Pussy Riot есть состав преступления, правда, назвала другую статью Уголовного кодекса - экстремистскую 282-ю. При этом сама Вера Абраменкова считает, что Pussy Riot не заслуживают слишком строгого наказания, а экспертизу по уголовному делу согласилась сделать, потому что к ней обратились из органов.
Абраменкова: Состав преступления налицо. И я совершенно, как личность, как человек, не желаю никакого строгого наказания для фигурантов дела, которые сейчас находятся в тюрьме. Но ответить, что они ни в чем не виноваты, я тоже не могу.
Эксперт подтвердила, что смотрела запись, которая опубликована в блоге девушек, а против этого факта, протестовали адвокаты.
Дело в том, что исходное видео отличается от смонтированного клипа, а вменяют участницам все-таки преступление, совершенное непосредственно в храме. Там, в частности не слышно тех самых слов панк-молебна, которые оскорбляют, по мнению следствия, патриарха Кирилла, и призывов к Богородице прогнать тогдашнего премьера Владимира Путина. Но доказательством по делу в итоге проходит и клип.
Прокуратура в этом противоречий не усмотрело, и теперь дело по существу начнет рассматривать Хамовнический суд.