Экс-глава администрации президента: "Единая Россия" - это шаг назад

Поддержать ДО ДЬ

Историю российской политики за последние два десятилетия сегодня вспоминали в Кремле. Там состоялся ужин в честь юбилея Администрации президента. Этот орган был создан в июле 1991 года, и все эти годы именно там вершилась российская политика.

Всего руководителями администрации за это время успели побывать 10 человек.

Об истории самого влиятельного органа власти говорим с бывшими руководителями администрации президента Валентином Юмашевым и Сергеем Филатовым.

Казнин: Для вас это вообще праздник?

Филатов: В какой-то степени да. Мы сегодня все встретились, это очень такое, я читаю, важное событие.

Казнин: То есть не только для вас лично, судя по всему?

Филатов: Да, конечно. В личном плане тут особенно рассматривать-то нечего.

Казнин: А почему вы считаете, что оно столь важное?

Филатов: Впервые за 20 лет глаза в глаза посмотрели мы друг другу. Вообще говоря, в России не принято приходящей власти вспоминать и взаимодействовать с той, которая ушла. Так сложилась традиция, к сожалению. У нас нет особой преемственности власти – каждый, кто приходит, начинает с нуля свою политику. В значительной степени так происходит. А сегодня, когда мы собрались, есть надежда на то, что наше общение продолжится, в том числе, с действующей властью тоже.

Казнин: Валентин Борисович, чувствуете себя заброшенным нынешней властью?

Юмашев: Ну что вы. Я считаю, что замечательное событие, такое, Сергей Александрович прав, уникальное событие в том плане, что собрались все вместе. Была уникальная фотография, когда от первого главы администрации, Юрия Владимировича Петрова, до последнего, Сергея Евгеньевича Нарышкина, мы стояли все вместе, улыбались, радовались, такая историческая фотография.

Казнин: Дмитрий Анатольевич тоже был?

Юмашев: Тоже был.

Казнин: На этой фотографии?

Юмашев: На этой фотографии он не успел быть, потому что после торжественной части он побежал выполнять свои президентские обязанности, а мы остались.

Малыхина: А Сергей Семенович Собянин?

Юмашев: Он тоже был, конечно.

Казнин: То есть Дмитрий Анатольевич пришел именно на этот прием?

Юмашев: Да. Он сказал замечательную речь, он наградил сотрудников администрации орденами и сказал добрые слова нам, его старым коллегам, потому что он тоже был главой администрации. Поэтому мы, как товарищи, все вместе там собрались.

Казнин: Десять человек?

Юмашев: Один из нас, к сожалению, умер - Николай Егоров. Остальные девять были там.

Казнин: Стройными рядами сейчас общественные организации, политики вступают в Народный фронт. Вы не собираетесь? Это вопрос личный – не как к бывшим главам администрации президента, а как к людям, которые сейчас занимаются общественной работой, в том числе. Вы готовы вступить, будете вступать?

Филатов: Я – нет. Я никуда вступать не буду.

Казнин: Тогда оцените. Может быть, вы объясните, что это такое?

Филатов: Я могу объяснить свою позицию. Я считаю и очень серьезно переживаю, что нынешняя администрация, нынешнее руководство, конечно, очень много сделало шагов назад. И то, что мы строили, выстраивали, конституционно выстраивали государство, эти шаги очень вредно отразились вообще на развитии государства. На мой взгляд. Поэтому сегодня поддерживать какую-то структуру, которая продолжает эту политику, я, конечно, не могу и не хочу.

Казнин: То есть Народный фронт – это шаг назад?

Филатов: Я не знаю это еще, нужно смотреть, что будет. Но "Единая Россия" – это был действительно шаг назад.

Казнин: Валентин Борисович, а вы как считаете?

Юмашев: Я понимаю логику Владимира Владимировича, который принял это решение. Он был недоволен или, скажем так, не совсем доволен, как "Единая Россия" подошла к выборам. Для того, чтобы перетрясти ее, дать некий новый импульс, он решил сделать этот самый фронт. И как мы видим, люди, которые появляются … Я сегодня прочитал, допустим, Машков - очень приятный, интеллигентный, замечательный актер, для него задача…

Филатов: Иметь большинство в Думе.

Юмашев: Это раз, а второе – все-таки постараться уйти от старых людей, которые надоели, и пригласить неких новых людей, которые, может быть, принесут новые мысли.

Казнин: А зачем Народный фронт для этого создавать?

Филатов: Понимаете, политологически вообще нормально стране. Партии, общественные организации, некоммерческие организации, общественные объединения, как правило, используют для того, чтобы решить и свои задачи. Поэтому они в предвыборной кампании стыкуются, потому что общественные организации не имеют возможности войти в Государственную думу, а партия может войти чрез свои фракции. Поэтому такой тандем – он нормальный. Но этот тандем, если смотреть на Народный фронт – немножко вывернут, на самом деле. Если бы мы развивали гражданское общество путем стыковки общественных объединений с партиями, я считаю, это был бы шаг вперед, очень сильный, прогрессивный шаг. А вот такое искусственное создание… Понимаете, 150 человек, за которых проголосуют естественно общественные объединения, они за своих людей будут голосовать. В конечном итоге, это будет структура, не знаю, как она будет называться - "Единая Россия", Народный фронт или еще что-то, но это будет то большинство, которое получит лидер этой партии, этого фронта в Государственной думе. Немножко искусственно надуманная, вообще говоря, система.

Казнин: А на ваш взгляд, сюрпризы будут на выборах декабрьских в Госдуму? Появятся новые партии вдруг…

Филатов: Они уже появляются. Сегодня объявили – Явлинский идет на выборы.

Казнин: Это новое старое.

Филатов: Прохоров идет на выборы. Ну новое старое – это неизвестно. Иногда новое преобразуется через старое и появляется совсем новое. Я Явлинского вообще как политика всегда ценил очень, у него очень ясный ум и трезвый взгляд на вещи. Такого политика я бы вообще от власти далеко бы не отпускал. По крайней мере, в порядке консультации и прочего держал бы где-то близко, потому что он, мне кажется, полезен в этом плане.

Казнин: Валентин Борисович, вы как думаете, в декабре опять четыре партии пройдут в Госдуму.

Юмашев: Я надеюсь, пройдет новая партия – «Правое дело», потому что все-таки появление Прохорова взбодрит правую часть нашего общества. Я думаю, что-то изменится.

Казнин: Национальную карту разыграют, на ваш взгляд? Вопрос национальный? Это сейчас очень модно – ЛДПР встречается с лидерами радикальных националистов, они как-то появились в публичном пространстве.

Филатов: Не знаю, мне кажется, предназначение Прохорова совсем иное.

Казнин: Мы не про Прохорова сейчас говорим.

Филатов: Он привлекает совершенно новые слои общества к политической работе. Все-таки не забывайте, что он – крупный предприниматель.

Юмашев: Мне кажется, что сегодняшние политики все-таки все – ответственные люди, по крайней мере, всех тех, кого мы знаем – я говорю про серьезных. Безусловно, Владимир Вольфович может попытаться сыграть на этом поле, но все серьезные политики понимают, что эта карта настолько опасна, и этот джин, если он выпущен, практически его в нашей стране невозможно всунуть назад в эту бутылку. Я уверен, что, по крайней мере, на этих выборах серьезно эту карту разыгрывать никто не будет.

Малыхина: А вы планируете поддержать какую-либо партию на этих выборах?

Юмашев: На сегодняшний момент, мне кажется, посмотрим, что там мой хороший знакомый, товарищ Михаил Прохоров – у него съезд впереди, у него программа – примерно я понимаю, что он будет говорить, но я собираюсь поддержать «Правое дело».

Также по теме
    Другие выпуски