Мировой рекорд неравенства: Евгений Гонтмахер о том, как 35% российской экономики оказалось в руках у 117 человек

16/05/2021 - 23:43 (по МСК) Владимир Роменский
Поддержать ДО ДЬ

Российские долларовые миллиардеры владеют состоянием, которое превышает треть российского ВВП. Так подсчитали в британском издании Financial Times. Нигде в мире капитал настолько не сконцентрирован в руках самых богатых людей, как в нашей стране, уверены авторы исследования. 

По оценке издания, сейчас под контролем 120-ти российских миллиардеров находится 35% отечественной экономики. В абсолютных цифрах это около пятисот миллиардов долларов. Несколько неожиданно вслед за Россией по уровню неравенства идет Швеция. В скандинавской стране, которая славится равенством, 30% экономики находится в руках богатейших людей. Тройку замыкает небогатая Индия, где состояние миллиардеров равняется пятой части ВВП.

Российские миллиардеры находятся среди лидеров и в индивидуальном зачете. Так, состояние одного лишь совладельца «Северстали» Алексея Мордашова оценивается почти в 2% российского ВВП. Для сравнения: сопоставимые активы были у знаменитого американского нефтепромышленника Джона Рокфеллера.

«Люди, конечно, у нас, в своей основной массе — те, кто получает доходы в рублях, это у нас подавляющее большинство нашего населения. У них ситуация социальная, конечно, все эти годы ухудшается. У нас же реальные доходы населения, по официальной статистике, с 14-го года по 20-й снизились на 10%, а у кого-то больше, это средняя цифра. Конечно, люди недовольны. Люди как раз, кстати говоря, считают это несправедливым, что у нас есть очень богатые люди на фоне очень большой массы людей бедных — не 14%, о которых там говорит официальная статистика, есть другие критерии определения того, кто такие бедные, они показывают цифры и в 2, и в 3 раза выше. Но выльется ли это в какие-то политические протесты? Я думаю, что нет. Потому что бедные люди и малообеспеченные люди — ну это известно из всей истории, России и не только — они же заняты выживанием. У нас же большинство семей просто выживает. Пытается где-то как-то заработать, чтобы свести концы с концами, самое необходимое купить себе, детям. И просто некогда. Просто у этих людей настроение, — при том, что они недовольны политикой, которая в стране проводится, по крайней мере, социальной, — но у них нет ни сил, ни энергетики заниматься какой-то политикой, даже примитивной. Поэтому нет, я думаю. Для того, чтобы были какие-то изменения, обычно нужен большой средний класс. Который вот в обществах, допустим, европейских, достигает 50% населения. У нас же средний класс — это процентов, может быть, 10-15 максимум. И он в целом, кстати говоря, доволен жизнью. Потому что в него входят люди, которые связаны как раз с  долларовыми потоками экспортными, это люди, которые работают в государстве, и для них все, в общем, более-менее нормально», — считает Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, профессор и член экспертной группы «Европейский диалог».

Другие выпуски