В стиле Путина: удобные вопросы, языковой пуризм и привет из космоса на «прямой линии» Ольги Васильевой
Перед первым сентября выступления чиновников, связанных с образованием, обсуждают и цитируют с особенным удовольствием. 30 августа, например, все цитировали Ольгу Васильеву, министра образования: «Использование мобильных телефонов на уроках мешает учебному процессу и их надо запретить в школах». Но это не единственная важная мысль, высказанная Васильевой на Общероссийском родительском собрании, которое проходило 30 августа в Москве. Подробнее об этом — в материале Сони Гройсман.
Вспышки, телекамеры, включения из регионов — благодарности, просьбы, жалобы — и ведущий, который не устает напоминать: к нам поступило так много вопросов! Это могло бы быть описанием «прямой линии» президента, но речь о Всероссийском родительском собрании, где главный герой — министр образования Ольга Васильева. Впрочем, правила те же, только вопросы собирали скромно, через сайт Минобрнауки. Ведущий — Юрий Вяземский, начал с оды министру и ее работоспособности.
География вопросов — от Приморья до Крыма и Калининграда. Первый же вопрос — и сразу любимая тема министра образования. «Касается он (вопрос) трудового воспитания в школе. Точнее, полноценных уроков труда, у девочек, у мальчиков — слесарное дело, а также как раньше была практика — производственный комбинат. Мы бы хотели узнать, вернут ли такую практику, и если вернут, то в какие сроки».
Судя по всему, тема трудового воспитания очень волнует родителей на востоке России. В прошлом году точно такой же вопрос задавали из Якутии: « Предполагается ли пересматривать программу общественно полезного воспитания и вводить в программу труд, хотя бы не менее одного часа в неделю?»
А вот и еще один прошлогодний вопрос — о поборах в школах, на ремонт и тетради. На этот раз его задали из Дагестана. В лучших традициях «прямой линии» за жалобой последует наказание. «То, что касается ремонта школ. Это вопрос, конечно, серьезный, и я думаю, что министр мне уже набирает телефон. Ваш министр образования Дагестана. Значит, это недопустимо. Это непозволительно. Прекрасно это знаете», — строгим голосом отвечала Васильева.
Были и ответы, последствия которых сложно предсказать. Если Васильева против мобильных телефонов на уроках, слов «бизнес», «ингредиенты» и «шопинг» в учебниках, то как быть на местах?
«Мы будем делать все возможное, чтобы эти слова как можно реже встречались в текстах, это действительно недопустимо. Приведу замечательную цитату Ивана Тургенева: "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять здравый смысл". Я обещаю, что экспертиза учебников будет делать все возможное, чтобы этих слов было меньше», — выступила Васильева с позиций языкового пуризма.
Были и обещания разобраться, и просьбы от многодетных матерей, и даже обращение из космоса — все по стандартному сценарию. В России любой начальник хочет соответствовать большому стилю. Правда, «прямую линию» министра Васильевой одновременно смотрели чуть больше тысячи человек, но главное — это ведь послать сигнал.