На студию Михалкова подали в суд: что не понравилось вдовам героев фильма «Движение вверх»
Родственники главных героев фильма «Движение вверх», который рассказывает об олимпийском триумфе баскетбольной сборной СССР 1972 года, подали в суд на студию Никиты Михалкова «ТРИТЭ». Вдова тренера команды, впервые в истории обыгравшей американцев, Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова — жена легендарного советского баскетболиста Александра Белова — возмутились тем, как их мужья выглядят в фильме — спекулируют валютой и напиваются в американских барах. Об исторических несоответствиях главного русского фильма этих новогодних праздников расскажет Ольга Гладышева.
Три секунды, за которые баскетбольный мяч через все поле доходит до кольца американской сборной на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года, войдут в историю. А спустя 45 лет об этом снимут кино.
Современный баскетбол
Техника игры в фильме «Движение вверх» современная, в 70-е так не играли, но создатели фильма объясняют — делалось это абсолютно сознательно для большего художественного эффекта.
Антон Мегердичев, режиссер фильма «Движение вверх»: Мы не имеем права в 2017 году показывать баскетбол 1972 года на широком экране, особенно в тех условиях, когда про баскетбол так мало что снято. Наша задача, помимо всего прочего, была показать игру как явление.
Кондрашин-Гаранжин
Художественный вымысел на стадии сценария рассорит семью главного тренера Кондрашина со всей съемочной группой, да так, что его фамилия в фильме не будет даже упомянута. Тренера советской сборной будут звать Владимир Гаранжин. На этом настоит его вдова — Евгения Кондрашина, которая вместе с вдовой баскетболиста Александра Белова подаст в суд на продюсерскую студию «ТРИТЭ».
Антон Мегердичев, режиссер фильма «Движение вверх»: Как мне кажется, эти женщины находятся под влиянием не совсем чистоплотных людей, и думаю, что если бы они посмотрели фильм, каких-то серьезных претензий у них бы не было.
Вдова Кондрашина добилась удаления из итоговой картины сцены, где Гаранжин спекулирует валютой, чтобы подзаработать на лечение сына. По сюжету тренер усердно собирает деньги на лечение за границей больного церебральным параличом ребенка. Все премиальные Гаранжин откладывает до тех пор, пока во время командировки в Штаты центральному игроку команды Александру Белову не ставят смертельный диагноз. На его лечение тренер отдает все накопленные средства.
Сын Кондрашина в реальной жизни действительно инвалид, но лечить его за рубежом он не собирался и никакие деньги на клинику Белову тоже не давал, да и самой болезни у баскетболиста тогда еще не было.
Антон Мегердичев, режиссер фильма «Движение вверх»: В 72 -ом году Белов был абсолютно здоров, но в 76-ом году он был уже болен. Так же Кондрашин его выпускал играть, так же он давал ему отдыхать. Это к вопросу о времени и месте. Это история, которая случилась позже, через 4 года, но мы позволили себе поместить ее в рамки Мюнхена. Как мне кажется, это ни в коей мере не оскорбляет память величайших наших спортсменов.
Для вдовы Александра Белова, советской баскетболистки Александры Овчинниковой, это художественное преувеличение стало самым болезненным — в 72-ом году, когда Саша был гением баскетбола, его уже делают смертельно больным — рассказывала она в интервью петербургскому агентству «Федерал Пресс». Более того, выдумали и любовную линию — сокрушается она.
Иван Едешко, олимпийский чемпион 1972 года: Любовь была, она тоже была баскетболисткой, мисс баскетбол. По-моему она даже чемпионка мира, что-то такое. Это немножечко не в то время было.
Иван Едешко помогал создателям фильма с некоторыми репликами и эпизодами, связанными с его персонажем.
Советские медикаменты, анальгин и контактные линзы
Главным советником по баскетболу — самой технике и тактике игры — был сын Сергея Белова Александр. Помогал и бывший центровой Алжан Жармухамедов, у которого по сценарию плохое зрение. Ему тренер в Америке достает линзы, так как в советском союзе их «пока не изобрели». Хотя на самом деле контактные линзы Жармухедову выписывают уже после матча с американцами и делают в советском Институте глазных болезней имени Гельмгольца. Американскими обезболивающими лечит свое колено и другой игрок — Сергей Белов.
Иван Едешко, олимпийский чемпион 1972 года: То, что врачи подходили и давали, зная, в общем-то, нашу нищету определенную в медицине, они давали препараты, помогали ― это было, да.
Сергей Белов после напишет книгу (она и легла в основу фильма), Александра Белова поймают на таможне с иконами и выведут из состава сборной, в октябре 78-ого он скончается из-за саркомы сердца. До наших дней доживут только 4 баскетболиста — Иван Едешко, Алжан Жармухамедов, Анатолий Поливода и Модестас Паулаускас, который по фильму был главным антисоветчиком и потенциальным перебежчиком.
По воспоминаниям Сергея Белова Паулаускас действительно был грубым и самоуверенным, но самым усердным игроком в команде. И уж точно никуда не хотел сбежать. Сейчас он живет в Литве, а до этого тренировал школьников в Калининграде. Скоро об этих трех секундах славы российского баскетбола появится еще и документальный фильм. И в нем уже не будет попытки советской сборной отказаться от матча, которую предприняли советские чиновники в фильме, чтобы не проиграть (ее на самом деле не было), да и вообще противостояния бюрократии спортивным достижениям, которое проходит через всю картину о советском баскетболе.