«ФСБ — в доме хозяин»: арест генерала СК как этап новой войны спецслужб
17 июля Лефортовский суд арестовал бывшего главу столичного Следственного комитета генерала Александра Дрыманова. Прошлым вечером Дрыманова задержали в его квартире и доставили в «Лефортово». «Коммерсант» опубликовал возможное обвинение: часть 6 статьи 290 Уголовного кодекса — получение особо крупной взятки. Максимальный срок по ней — до 15 лет тюрьмы и штраф в размере до семикратной суммы взятки. Специалисты говорят, что задержание Дрыманова — удар по главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, который якобы очень долго старался прикрыть своего бывшего зама. Подробности дела самого высокопоставленного силовика, задержанного за последнее время — у Анастасии Михайловой.
«Это все абсурдно, абсурдно обвинение, совершенно абсурдно,» — вот так Александр Дрыманов в марте комментирует уголовное дело о связях высокопоставленных следователей с вором в законе Шакро Молодым.
Александр Дрыманов: Вы знаете, на протяжении всего следствия проводилось множество мероприятий в отношении меня. Не добившись желаемого результата в ходе этих мероприятий — то есть не получив никаких объективных доказательств моей причастности к совершению каких-либо преступлений, сейчас, извините, такое выражение есть — «не мытьем так катаньем».
17 июля Дрыманова все-таки задержали. Против него дал показания бывший заместитель — Денис Никандров. Он заключил сделку со следствием и теперь утверждает, что получал от начальника коррупционные предложения. Речь идет о знаменитой перестрелке на Рочдельской около кафе «Элементс».
Тогда под стражей оказался бизнесмен Андрея Кочуйков — его считают приближенным к Шакро Молодому. Деньги за его освобождение якобы собирали по разным источникам. 500 тысяч долларов заплатил бизнесмен Олег Шейхаметов. Еще миллион долларов принес предприниматель Дмитрий Смычковский. Именно эту сумму, считает следствие, как раз и поделили Дрыманов, Никандров, сам Смычковский и другие фигуранты дела.
Денис Балашов, журналист агентства РИА Новости: С задержанием Дрыманова с самого начала были большие трудности у ФСБ, потому что для его задержания с последующим арестом должна была быть санкция Бастрыкина. Естественно, он своего человека сдавать не хотел, и ФСБ не могли арестовать Дрыманова, поскольку у него статус спецсубъекта.
О том, что Бастрыкин блокировал возбуждения дела против Дрыманова говорят и собеседники Дождя, близкие к следствию. Но в феврале этого года фамилия Дрыманова сначала оказалась в обвинительном заключении по делу другого следователя СКР — Михаила Максименко, а затем и в обвинительном приговоре.
Денис Балашов, журналист агентства РИА Новости: Дрыманов даже сам приходил в Мосгорсуд и давал показания и надеялся, что Бастрыкин в скором времени возглавит объединенное следствие и чуть ли не сами они этих ФСБшников арестуют, освободят всех своих и будет все у них в ажуре.
В итоге в июне Дрыманов ушел в отставку. И даже пытался получить статус адвоката в Волгограде. Но не успел.
Илья Рыжов, адвокат: Вот до такой ситуации мы дожили. Сегодняшний арест, я считаю, — достаточно такая веха, может быть, положительная и весь этот бардак-беспредел прекратится с учетом задержания Александра Александровича.
Адвокат Евгений Рыжок утверждает, что руководство столичного СК и в частности Дрыманов вымогало у него 3 млн долларов за прекращения уголовного преследования. Еще в 2016 года адвокату пришлось буквально бежать из страны. Сейчас он живет в США.
Илья Рыжов, адвокат: Я не убегал, потому что я не был задержан, со мной не было никаких процессуальных действий, статус мой был вообще не понятен, потому что полицейские тоже были, мне кажется, не особо в курсе — им просто была дана команда держать меня в гостинице до приезда некоего лица. В какой-то момент так получилось, что в коридоре никого не было, и я вышел просто через коридор, и в конце коридора была эвакуационная лестница, по которой я спустился, вышел на улицу и уехал в аэропорт.
Эксперты считают, что задержание Дрыманова — только начало реформы среди силовиков. В первую очередь это может стать еще одним ударом по самому Бастрыкину. Недавно ему уже пророчили смену мундира на мантию судьи Конституционного суда.
Геннадий Гудков, экс-депутат Госдумы, полковник запаса ФСБ: И я думаю, что это продолжение вот этого такого неформального банкета, разборки неформальной между ФСБ и следственным комитетом, чтобы дать понять кто в доме хозяин. Совершенно понятно, что сегодня в доме хозяин ФСБ, а вовсе не следственным комитет.
Сам Дрыманов имеет звание генерала. На его счету расследование второго дела ЮКОСа и летчицы Надежды Савченко.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС