Друзья Самуцевич рассказали, почему она отказалась от адвоката
Последние подробности отказа Самуцевич от своего адвоката Виолетты Волковой узнал наш коллега Илья Васюнин. Адвокаты считают, что на Самуцевич надавили, родственники и друзья полагают, что она все-таки приняла решение самостоятельно.
Васюнин: В пятницу адвокаты побывали у девушек, договорились о процессе в понедельник. В субботу в СИЗО пришли правозащитники из Общественной наблюдательной комиссии, они имеют право внеочередного посещения следственных изоляторов. У них состоялся некий разговор с девушками. Вчера стало известно, что Екатерина Самуцевич может отказаться от адвоката. Зазвучало множество теорий разного толка. Правозащитников обвинили, что они выступают на стороне следствия. В twitter вчера обсуждали, что отказ Екатерины Самуцевич, скорее всего, расколет линию защиты. Сегодня я пообщался с правозащитницей Анной Каретниковой, входящей в Общественную наблюдательную комиссию, которая побывала в камере у Самуцевич.
Каретникова: В эту субботу меня попросили друзья девушек зайти к ним и узнать, не хотят ли они сменить адвоката. Я обошла все три камеры, в которых они содержатся и всем задала этот вопрос. Ответила только Катя, другие девушки были удивлены ее решением и даже, казалось, расстроены. Но Катя довольно коротко и сухо ответила на вопросы. Она сказала, что приняла решение, что ее позиция с линией защиты разошлись. Я спросила, когда это произошло. Она сказала, что после окончания суда. Она просила посоветовать, как ей правильно поступить, чтобы ввести в процесс других адвокатов. Я ей посоветовала заявить ходатайство. Высоко оцениваю профессионализм защитников по делу девочек. Считаю, что они делают все возможное, и претензии к ним в том, что они пиарятся и занимаются общественной деятельностью, необоснованны. Это дело политическое, по нему только так и возможно строить линию защиты.
Васюнин: Вчера в twitter один из адвокатов, защищающих девушек, Николай Полозов вспомнил, что похожий случай был буквально накануне приговора, когда правозащитники пришли в камеру и потребовали от девушек раскаяния. Анна Каретникова объяснила ситуацию, которая случилась в августе.
Каретникова: Члены Общественной наблюдательной комиссии пришли так рано для того, чтобы посмотреть, как осуществляется конвоирование, потому что девушки жаловались на слишком раннее конвоирование, когда их забирали в 6 утра. В то же время там был член Общественной наблюдательной комиссии Куликовский, не совсем правозащитник, который действительно, как мне рассказали, агитировал девушек раскаяться.
Васюнин: В давлении на Екатерину Самуцевич обвиняют, прежде всего, ее друзей, с которыми она переписывается. Ярослав Никитенко несколько часов написал пост, в котором объясняется позиция друзей Самуцевич. Он говорит, что у него и друзей большие претензии к адвокатам. Например, они, по словам Никитенко, мешают переписке, вмешиваются в отношения Екатерины с друзьями.
Никитенко: Катя просто просила найти ей адвоката. Мы попросили одного адвоката сходить к ней в СИЗО. Нам надо было уточнить ее мнение. И он это сделал. На самом деле, на следующий день мы решили еще спросить у Нади и Маши, тогда нужно было другого человека посылать, это был член наблюдательной комиссии. Мы действительно пытались передавать письма, они не доходили. Это не очень понятно. Нас обвиняют, что я заставил Катю отказаться от адвоката, давил на нее через Общественную наблюдательную комиссию, но у нас гораздо меньше возможностей давить на человека в СИЗО, чем у тех людей, которые туда ходят и должны ходить по долгу службы, имею в виду адвокатов.
Васюнин: Ярослав Никитенко пытался выйти на связь с Марком Фейгиным, чтобы договориться о том, чтобы в процессе появился новый адвокат. Но он говорит, что никого из новых защитников адвокаты в свою компанию принимать не хотят. Никитенко и друзья Самуцевич надеются, что конфликта между защитниками не будет, и решение Самуцевич никак не повлияет на рассмотрение жалобы, которое состоится через 10 дней.