Редакция журнала Forbes заявила, что из печатной версии издания исчезла статья о бизнесе братьев Магомедовых — ее без ведома редакции заменили другим материалом. Редакция сайта все-таки смогла опубликовать статью – ее можно прочитать на сайте журнала. Лиля Яппарова рассказывает подробности скандала.
Статья исчезла без ведома редакции — и Forbes уже пожаловался в прокуратуру на нарушение закона о СМИ. Обычно журнальный текст отправляется на корректуру, оттуда — на верстку. В типографии макет раскладывают на печатные листы — на каком этапе могла произойти подмена? Такие «правки» в последний момент — это всегда ужас для типографии, считает завкафедрой издательского дела Московского Политеха Ирина Шурыгина.
Заведующая кафедрой издательского дела и книговедения Московского Политеха Ирина Шурыгина: И тогда это кошмар! Потому что надо перепечатывать отдельный лист, потому что страничку-то перепечатать нельзя. Либо, если уже все сброшюровали, тогда идет «выдирка»: неправильные страницы выдираем, и вклеиваются новые, правильные.
Перепечатать четыре полосы в цветном журнале, который выходит, как Forbes, тиражом в сто тысяч экземпляров, на типографском рынке может стоить около двух с половиной миллионов рублей. И такие масштабные «правки» может внести только редакция — или издательство. Издатель российской версии Forbes — компания Artcom Media Group, принадлежащая бизнесмену Александру Федотову.
Заведующая кафедрой издательского дела и книговедения Московского Политеха Ирина Шурыгина: Типография изменения не вносит! Они могут по ошибке что-то вставить. Но любое издание подписывается в свет, и без подписи в свет оно не выходит, тираж не выпускают. Либо это какая-то диверсия.
Журналисты уже несколько раз обвиняли издателя Федотова во вмешательстве в редакционную политику издания. Два года назад из рейтинга зарплат топ-менеджеров убрали цифры по председателю правления ВТБ Андрею Костину – и автор рейтинга в суде сказал, что это было федотовское решение. Но даже когда вымарывали оценку по Костину, журналисты знали о том, что происходит, а не просыпались в новой реальности — с новой версией журнала. Уволенный Федотовым с поста главного редактора Forbes Николай Усков уверен, что «правки» произошли с ведома издателя Федотова. И у этих действий, по выражению Ускова, безусловно были «сообщники» — причем внутри издательского дома.
Бывший главред Forbes Николай Усков: Типография имеет дело с готовым файлом — этот файл изготавливается в издательском доме. Соответственно, это произошло в издательском доме. Внутри издательства существует служба цветовывода, цветокоррекции и служба материалов к печати. Без участия этой службы такие противоправные действия предпринять невозможно. Очевидно, что в этом участвовали люди, которые занимаются производством.
В ответе пресс-службы издателя русской версии Forbes, который поступил в РБК, говорится, что снятая статья дорабатывается по рекомендации юридической службы. Как считает Усков, который тоже работал над материалом, эти объяснения не выдерживают критики, а материал не мог быть недопроверен юристами.
Бывший главред Forbes Николай Усков: Юристы подробно работают с нами над любой статьей в журнале Forbes. Потому что понятно, что многие вещи, которые в этих статьях утверждаются, могут быть причиной судебных исков.
Но зачем такая цензура?
Бывший главред Forbes Николай Усков: Сегодня открытые медиа публиковали точку зрения группы «Сумма» — они не усматривают в этой статье ничего для себя опасного. Честно говоря, я тоже не очень вижу, что в ней такого. Мы очень долго работали над этим материалом, начали еще в апреле его готовить. Переносили его несколько раз, поскольку считали, что некоторые детали не проработаны.
Кто мог позвонить господину Федотову, Усков не может даже представить. Но решение было принято быстро.
Бывший главред Forbes Николай Усков: В данном случае господин Федотов, судя по всему, даже не утруждал себя какими-либо переговорами с выполняющим обязанности главного редактора, а поставил его перед фактом. Просто люди получили сегодня номер и обнаружили, что там нет статьи, которую готовили — в том числе и я над ней работал.
Усков считает, что это нарушение закона о СМИ, доцент Шурыгина — что это нарушение закона об авторском праве.
Заведующая кафедрой издательского дела и книговедения Московского Политеха Ирина Шурыгина: Во-первых, тираж должны изъять. Во-вторых, ущерб им возместить. Там учитывается все: и гонорары, которые выплатили, и стоимость всех работ, которые были произведены. И моральный ущерб!
Фото: Станислав Залесов/Коммерсантъ