Домой, в Сибирь! Как Толоконникову увезли в родную тайгу под присмотром врачей

05/11/2013 - 21:56 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Лукин позвонил. Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин выяснил, что с Надеждой Толоконниковой все в порядке. О судьбе, попавшей на этапе девушки из группы Pussy Riot, омбудсмену рассказали в руководстве Федеральной службы исполнения наказаний.

Скоро она приедет в тайгу досиживать срок. Зачем Толоконникову отправили в Красноярский край и почему о том, что с ней происходило – больше двух недель никто не знал, – выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Случай с переводом Надежды Толоконниковой в новую колонию можно назвать исключительным, хотя бы потому, что с ней едет врач. Об этом сегодня сообщил омбудсмен Владимир Лукин, который сумел связаться с руководством Федеральной службы исполнения наказаний и выяснить, куда пропала девушка из Pussy Riot. Толоконникова отправилась на этап после скандального письма о порядках и рабском труде в Мордовской колонии №14. Она даже голодовку объявила, это все помнят. На этапе Толоконникова затерялась во времени и пространстве, как это бывает с заключенными, просто исчезла. Теперь ходят слухи, что ее все же везут в Красноярский край. Почему так далеко? Я попросил адвокатов Толоконниковой прояснить эту логику принятия решений Службы исполнения наказаний.

Ирина Хрунова, адвокат Надежды Толоконниковой: Надежда Толоконникова следует по месту прописки, а прописка у нее – это Красноярский край, и мы об  этом тоже слышали. Раз не получилось в Мордовии, куда еще девать? По месту прописки. Лукин подтвердил, что она не на голодовке, что ее несколько раз осматривал врач, что ее состояние здоровья нормальное, и она сейчас отправляется к новому месте отбывания наказания.

У Службы исполнения наказаний развязаны руки, ведь информацию о перевозке заключенных они не предоставляют по закону. Когда Толоконникову привезут на место, тогда об этом и сообщат близким, но не сразу, а в течение десяти дней. Кстати, у Толоконниковой перевозка неизвестно куда длится 16 дней. Ее муж Петр Верзилов недавно начал пикетировать министерство юстиции и здание Федеральной службы исполнения наказаний. Только после этого руководство ФСИН решило что-то объяснить. Кстати, сам Верзилов уверен, что ей специально выберут колонию подальше от лишних глаз.

Петр Верзилов, муж Надежды Толоконниковой: Возможно, из-за сильного резонанса они потом подумали по поводу Чувашии, подумали, переиграли. Безусловно, способ наказать – 16 дней нет связи, вот и наслаждайтесь вашим резонансом.

Вообще, по закону, на этапе к заключенным никого не пускают, ни родственников, ни адвокатов. Там они могут  находиться, где угодно. На этап могут отправить любого человека, тогда когда Служба исполнения наказания захочет.

Сперва это будет пересылочная тюрьма, потом – прицепные вагоны. Еда в дороге заканчивается достаточно быстро. Много с собой не возьмешь, и заключенные питаются сухим пайком. Для женщины 16 дней в таких условиях – это пытка. Так говорят адвокаты Толоконниковой. Дело проходящего по Болотной площади Леонида Развозжаева – помнится, его отправили как-то из Лефортово, из Москвы, в Иркутск на расследование другого уголовного преступления, а когда он через месяц вернулся с этапа, он сказал, что до этапа он был атеистом, а теперь научился молиться.

Заключенный на этапе остается полностью во власти надзирателей, и Толоконникову вывезли сперва из Саранского СИЗО, потом собирались привезти в соседнюю Чувашию, но привезут в результате в Красноярск, откуда отправят потом, наверное, на машине за 300 км в тайгу, в исправительную колонию №50.

Ирина Хрунова, адвокат Надежды Толоконниковой: Есть некоторые пробелы в законодательстве, которые фактически дублируют Исполнительный кодекс. Есть еще приказ минюстовский, в котором достаточно подробно сказано, как перемещаются мужчины, в какие регионы, ближе к месту жительства, к месту вынесения приговора. И отдельной строчкой сказано: «Однако женщины и несовершеннолетние отправляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, которые есть в принципе».

Адвокат Надежды Толоконниковой Ирина Хрунова сейчас ссылается на уголовно-исполнительный кодекс, на так называемый приказ Минюста №235. Именно там, в этих документах, говорится, что происходит на этапе, и что в исключительных случаях заключенного могут отправить вообще в любую колонию РФ. Впрочем, сегодня в Федеральной службе исполнения наказаний неожиданно сообщили, «Интерфакс» об этом написал, что если вдруг суд изменит Надежде Толоконниковой меру пресечения на колонию-поселение (это смягчение режима), то в Красноярском крае такая колония найдется и не одна. Однако сидеть, видимо, девушке придется далеко от журналистов и ее сторонников, добраться им будет туда непросто. А адвокаты туда собираются приехать так быстро, как Федеральная служба исполнения наказаний сообщит, что Толоконникова прибыла в какую-то из красноярских колоний.

 

Другие выпуски