«Победа над мракобесами»: Оксана Пушкина прокомментировала требование ЕСПЧ принять закон о домашнем насилии в России
Европейский суд по правам человека назначил компенсации четырем россиянкам, которые пострадали от домашнего насилия. В частности, Маргарите Грачевой, которой муж отрубил кисти рук, государство теперь обязано выплатить 375 тысяч евро. Кроме того, ЕСПЧ призвал Россию принять закон о домашнем насилии и меры для борьбы с ним: государство обязано защищать жертв, финансировать программы реабилитации пострадавших, привлекать к ответственности виновных. Россия должна разработать план по изменению общественного мнения о гендерном насилии в отношении женщин и распространять эту информацию. Обсудили эти новости с Оксаной Пушкиной, соавтором законопроекта о домашнем насилии.
Скажите пожалуйста, можно ли вот это решение ЕСПЧ уже назвать победой?
Да, невероятная победа, победа здравого смысла, победа над мракобесами. Все эти годы, вот последние лет пять мы — я говорю «мы» — я держала оборону в Госдуме, непосредственно адвокаты, защитники этих девушек работали, подготавливая эти кейсы к суду, общественные организации и много-много людей, которые поддерживали нас, выходя с плакатами на улицы — мы сегодня так выдохнули, это такой глобальный этап в этой борьбе, который для нас означает лишь одно — мы на правильном пути, мы за развитие нашей страны, за развитие мира без насилия.
А как вы думаете, Россия будет выполнять вот это решение ЕСПЧ, ведь есть много вариантов, мы видели уже такие случаи, когда не сразу Россия торопится исполнять решения Европейского суда, возможно, как-то будет оспаривать, или просто медлить с принятием каких-то конкретных мер?
Не очень корректный вопрос, потому что Россия обязана выполнять, и она выполняет в любом случае — медленно, с опозданием, но есть правила, так скажем, мировой игры и мирового правопорядка, где мы — цивилизованная страна все-таки. И поэтому Россия будет исполнять, и этих дел все больше и больше. Катастрофа для нашей страны, и мы предупреждали об этом, и руководство страны, и я уже не говорю про Думу и Совет Федерации — дел таких очень много. Поскольку состоялся так называемый пилот, теперь ЕСПЧ будет рассматривать это в ускоренном порядке, потому что есть наработанная практика, а мы до сих пор ничего не сделали.
Что касается закона — он готов, и только эти, так скажем, мракобесы, тормозят принятие.
Сейчас, после ЕСПЧ, вы считаете, что они, как бы мракобесы, будут немного отодвинуты?
Мракобесы — это одна и та же практически группа, что и против QR-кодов, я не беру детально этот законопроект, но это все те же люди практически, поэтому здесь ситуация такая, здесь просто надо идти тем, кто все-таки за цивилизацию, или мы обратно в средневековье? Я думаю, что сейчас и Дума, и Совет Федерации как-то возьмут голову в руки и все-таки будут приниматься решения здравомыслящих людей.
А что теперь надо сделать тем, кто продвигает этот закон уже который год, активистам, чтобы ускорить этот процесс, особенно в контексте этого решения?
Все очень камерно — есть человек, который пообещал это дело довести до конца, это Валентина Ивановна Матвиенко. Есть Галина Карелова, при которой — три года она руководила рабочей группой, куда входили все ведомства профильные и министерства, общественные организации — все учтены были замечания, практически все. Наконец, президент сказал на заседании СПЧ, ответил на вопрос, что да, вы на правильном пути, закон нужен, я поговорю, — сказал он.
Нужно сбалансировать, он сказал, да.
Да, поэтому все готово, закон готов. Каким он будет — это уже дайте возможность дорабатывать внутри людям, которые делегированы в Думу и Совет Федерации.
То есть сейчас, в данном случае, это решение может как-то повлиять на более продуктивное прохождение этого законопроекта, более продуктивное продумывание деталей?
Все должны опомниться, кто немножечко так подумал: давайте отложим на время. Нет, все.
Вы ожидаете когда примерно возможно это принятие?
Трудно сказать, все непредсказуемо, шаг вперед — два шага назад, я думаю, что все-таки на следующую сессию надо уже вносить и обсуждать.
Будем смотреть, может, в следующем году будут уже подвижки в этом направлении.
Мы очень оптимистично настроены, конечно, это победа.
Фото: opushkina / Instagram