На юго-западе Москвы разгорелся конфликт из-за строительства метро. Жители «генеральского дома» у метро Академическая опасаются, что из-за строительных котлованов вблизи здания их дом пойдет трещинами и просто сползет в котлован. Евгения Зобнина встретилась с жителями и расскажет подробности.
На «Бессмертном полку» Дмитрия Ларионова чуть не задержали: на обороте портрета отца был плакат с призывом защитить дом. Ветеран войны с портрета жил в этом доме, а теперь теперь там живет семья сына. С балкона вид на площадь Хо Ши Мина. 9 мая здесь ждали праздничный концерт для ветеранов.
Дмитрий Ларионов, житель «генеральского дома»: У нас даже концерта не было на площади, который всегда происходит, 1 мая, 8 марта и другие праздники — у нас там всегда что-то гремит. В этот раз была тишина, будто нас забыли.
На памятной доске героев, которая установлена перед домом, — 243 имени, из них почти сотня — генералы и адмиралы. Потому дом и прозвали генеральским. Его построили в 1957 году на деньги Минобороны для высшего состава советской армии. Прямо под окнами — станция метро «Академическая», но московским властям этого показалось мало. За углом появится новая ветка — она будет идти параллельно с уже существующей оранжевой и грозит разрушить как «генеральский дом», так здания поблизости. Жители, в том числе и ветераны, вышли с протестом.
Веста Демидова, ветеран ВОВ: Видели наших героев, которые там написаны? Поэтому мы поддерживаем. Они бы встали и сказали бы то же самое.
От вопросов и жалоб жители трех московских округов — Гагаринского, Академического и Ломоносовского — перешли к угрозам. Они против проекта новой ветки из Коммунарки, Новой Москвы. Раньше туда Кремль хотел перевезти всех чиновников, но они остались в центре. Сейчас про эту идею все давно забыли, и Коммунарка разрастается как обычный жилой район. Будущая ветка, так обещает мэрия, поможет разгрузить поток пассажиров.
Павел Гнилорыбов, исторический урбанист: Зачем транзитная ветка в районе, где и так уже есть две линии, не очень понятно. Очень сложный участок, там невероятно сложные грунты — Юго-Запад Москвы застраивали дольше всех других районов, его начали осваивать только в 1950-е годы.
Потому жители Юго-Запада уверены: метро здесь никому не нужно, а этот проект — новая волна реновации.
Сергей Немировский, житель ЮЗАО: Задача одна: любыми путями привести в негодность хорошие сталинские дома, которые стоят вдоль всего Ленинского проспекта, вдоль Дмитрия Ульянова. Любыми путями — чтобы они треснули по фундаменту, по стенам, чтобы потом, не мытьем, так катанием, осуществить проект реновации, перемещения жителей из хороших домов к Муньке в попу.
О новых станциях москвичи узнали, когда уже все договоры были подписаны. 31 миллиард рублей стоит участок из 4 станций от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта». По рекламным буклетам обещают: копать будем глубоко, домам это не повредит. Но как можно верить буклетам, когда там даже отзывы местных жителей — фейк. Их фотографии активисты нашли в фотобанках в интернете. Так что и в безопасную глубину в 30 метров москвичи не верят.
Нодар Хананашвили, муниципальный депутат Академического района: После мы уже узнали, что «Улица строителей» — это 13 метров заложение, пересадка на «Академическую» — это 18 метров, но никак не 30. Более того, когда они говорят, что это будет глубокого заложения — значит, что они сводные правила просто не читали, а там установлено, что если строится открытый котлован открытым способом, то какой глубины бы он ни был, это уже называется мелкое заложение.
Не получив ни одного ответа от чиновников, жители Юго-Запада объединились и начали борьбу. Семь раз они подавали заявку на пикеты — их отправляли на север в Сокольники. Пять исков в судах — и все решения в пользу властей. И только на публичных слушаниях народ смог высказаться. В протоколах голосования жители обнаружили «мертвые души».
Любовь Езерова, член ЖСК Работники АН СССР: В этом списке я обнаруживаю директора своего института Емельянова Станислава Васильевича, который долго лежал в коме и скончался в ноябре 18 года.
А еще за метро проголосовали жители дома номер 6 по Академика Зелинского — кандидат в президенты Сергей Бабурин и гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс. А вот его соседа — президента России — в списках нет.
Любовь Езерова, член ЖСК Работники АН СССР: Хочется спросить, а вот из дома Путина, где он прописан и голосует, переписали всех — и Чубайса, и Бабурина — а вот Путина почему-то не вписали за метро. Может быть, он все-таки против?
По этим протоколам за строительство выступили и ветераны: люди, рожденные в 22 году, у многих награды за оборону Москвы и многих давно нет в живых.
Тамара Иванова, жительница ЮЗАО: У меня мама 20-летней девчонкой ушла на фронт, воевала в гвардии, лейтенант, командир взвода. Она за это воевала? Она — гвардия. Это не та гвардия, которая в МФЦ, в управе была и которая избивала наших депутатов. они просто фашисты, а моя мама была гвардия. Она прошла войну не ради вот этого безобразия, обмана, вранья.
В 2013-м жители Гагаринского района так же обнаружили фальсификации в протоколах по проекту расширения Ленинского проспекта. Выпустили доклад «мертвые души и клоны всегда голосуют за». Реконструкцию отложили. И от реновации здесь многим удалось отбиться. А на прошлой неделе москвичи следили за протестами в Екатеринбурге — больно похожая история.
Вера Кочина, член общественного совета академического района: Мы этот храм проходили полтора года назад — точно такое же строительство храма у нас здесь было в двух кварталах отсюда. Причем, то же самое говорят — храм, храм, а там еще плюс гостиничный комплекс и медицинский центр, понимаете. Это стандартная обойма. но у нас был медицинский центр с китайской медициной, что очень возмущало.
Были у москвичей и свои титушки.
Нодар Хананашвили, муниципальный депутат Академического района: Вдруг неожиданно в здании префектуры оказались люди без значков, с какими-то аббревиатурами на спинах, которые просто выполняли роль тех самых титушек, которые в Екатеринбурге. Они не пропустили депутатов туда, они не пропустили представителей прессы, не допустили помощника депутата Госдумы, хотя у него было поручение.
Проект никто отменять не собирается. Уже объявили конкурс на дизайн новых станций. А протест москвичей власти назвали политическим и срежиссированным.
Вера Кочина, член общественного совета академического района: Проституткой Навального меня там называли. я считаю, это комплимент, потому что Навальный настолько моложе меня, что я это только комплиментом считаю. что деньги Госдепа мы получаем — это все мы уже проходили.
По официальным итогам слушаний 6 из 8 районов проголосовали за метро. Активисты ждут протоколов и, видимо, будут писать новый том доклада о «мертвых душах». А памятную доску ветеранов местные власти обещали обновить год назад, но пока говорят — нет денег.