Долгопрудный–Махачкала–Волгоград. Путь смертников
Почти сразу после взрыва правоохранительные органы назвали имя смертницы. Это уроженка Дагестана Наида Асиялова. Как сообщается, ее документы были обнаружены на месте взрыва. Она жена одного из северокавказских боевиков – москвича Дмитрия Соколова, который сначала принял ислам, а затем, прошлым летом, ушел в подполье. Подробнее об этих людях – Илья Васюнин.
Главные подозреваемые – участники махачкалинского бандформирования. А женщина в автобусе, которая предположительно привела в действие взрывное устройство, выглядит как славянка. Об этом рассказывает очевидец произошедшего Дмитрий Юдин, с которым удалось связаться Дождю.
Дмитрий Юдин, очевидец: Весь автобус был забит. Было такое ощущение, будто кто-то по голове ударил сзади. Открываю глаза – все белое, все люди кричат «Помогите». Там была какая-то другая женщина. Она хотела быстро выйти из автобуса, всех расталкивала. Говорят, Наида, но это какая-то русская была.
Предполагаемая смертница Наида Асиялова является женой жителя Москвы Дмитрия Соколова, русского подрывника из Долгопрудного, примкнувшего к террористическому подполью, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах Дагестана. «По оперативным данным, они вместе учились в одном из московских вузов, она его завербовала, Соколов переехал в Дагестан и перешел на подпольное положение. Сейчас он в розыске как участник махачкалинской бандгруппы», — сообщил источник.
Итак, в июле прошлого года из дома ушел и не вернулся Дмитрий Соколов 1992 года рождения. В прошлом году его искали волонтерская организация «Лиза Алерт» и даже программа «Жди меня», которая выходит на Первом канале.
Как теперь сообщают в северокавказских блогах, еще в 2010 году он приобщился к ваххабизму. Тогда же и принял имя «Абдулджаббар». В ноябре 2010 года, не известив родителей, выехал в Дагестан, где на почве личных связей с представителями бандподполья укрепился в намерении заняться бандитизмом.
Спецслужбы перехватили его аудиопослание Арсанали Камбулатова, главы Махачкалинского подполья, своему коллеге по бандитскому подполью. Его передают записанным на флешкарте. А выложено оно на ютьюбе и в одном из блогов, авторство которого приписывают спецслужбистам. Так Камбулатов отзывался о Соколове: «У меня в секторе есть один брат русский, хорошо знает подрывное дело. У него есть желание работать в этом на территории России. Но проблема в том, что он в розыске, не по терроризму, а так – ушел из дома, и его родители в розыск дали».
Асиялова была тяжело больна – у нее были проблемы с костями. Именно поэтому она стала исполнительницей теракта. Мог быть причастен Соколов и к другим взрывам, в том числе в Махачкале.
А Центр по противодействию экстремизму в Волгограде сегодня подвергся нападкам со стороны пользователей в Интернете. Это та самая структура, которая привлекла к ответственности в свое время блогера, который запостил фотографию Константина Кинчева, и просила признать экстремистской советскую песню «Каскадеры» в исполнении группы «Коловрат». Такими подвигами по 282 статье прославились борцы с экстремизмом в Волгограде, а сегодняшний теракт проворонили – так звучат популярные комментарии.