«Доктор зло» Григорий Родченков: портрет главного врага России в документальном экшне «Икар» от Netflix

06/12/2017 - 12:14 (по МСК) Денис Катаев
Поддержать ДО ДЬ

Тем временем про главного информатора WADA и МОК, бывшего главу московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который, по его собственному признанию, участвовал в махинациях с допингом —  в частности, на играх в Сочи, а теперь сбежал в США, сняли очень любопытный документальный фильм. Он называется «Икар» и выложен на Netflix. Из него становится ясно, кто он такой, таинственный информатор Родченков. Теперь, судя по всему — главный враг России. 

Фильм стал сенсацией случайно. Сначала спортсмен и велогонщик любитель Брайан Фогель по следам допингового скандала с Лэнсом Армстронгом просто задумал задокументировать собственный эксперимент. Он тоже решил накачать себя запрещенными препаратами и улучшить свои показатели на многодневной велогонке Haute Route в Альпах. А после   — обмануть антидопинговые тесты. И вот как раз сообщником режиссера в этом грязном деле и становится тот самый врач из Москвы, Григорий Родченков, который легко на это соглашается. Он консультирует автора в том, как правильно колоться, а потом приезжает к нему в гости еще в статусе директора лаборатории, чтобы забрать пробы его мочи в Москву. Знакомство происходит как раз в самый разгар скандала с WADA. Таким образом спортивное кино превращается в сенсационное и актуальное высказывание про одержимого и опасного доктора, который теперь де-факто лишил российскую сборную национального флага.

Мы наблюдаем все процессы: как Родченков попадает в мясорубку истории, как его увольняют из лаборатории, как он убегает в США, нервничает и паникует. Кстати, его приютил именно режиссер фильма Фогель, они становятся друзьями. Все это — эксклюзивная съемка режиссера, которому теперь позавидует любой документалист: эмоции здесь крупным планом. Именно ему на камеру Родченков первым признается, что участвовал в подмене допинг-проб российских атлетов в Сочи. Он же рассказал, что это была спецоперация под госприкрытием, а чистых спортсменов из нашей сборной — всего 50 процентов. В общем, все, что он потом мы прочитаем в тот самом интервью New York Times. Но здесь важен сам портрет Родченкова. сумасшедшего профессора, который напоминает чем-то Дока из фильма «Назад в будущее». Такой же фанатичный и какой-то неугомонный ребенок, который воспринимает все происходящее с ним как игру, ну или фантастический фильм по мотивам его любимого произведения «1984» Оруэлла.

«Я единственный человек, который может уничтожить и Россию, и ВАДА», — говорит он не без гордости в картине. И вообще ведет себя как шпион и злой гений, потому с каким-то наслаждением признается в своем аморальном поведении, в частности, в том, как создал с согласия государственных органов специальную допинговую программу, которая обеспечила российским спортсменам преимущество на Играх в Сочи и ожидает вендетты от Путина. В общем, самое главное, что можно вынести из этого фильма: Родченков — человек по-детски экспрессивный и какой-то неральный, как будто придуманный. Ведь он одной рукой давал допинг, другой с ним боролся.  Налицо — биполярное расстройство и полная потеря ощущения реальности. В конце концов, он сам себя называет психом. «Я сидел в психушке, но у меня был компьютер и я оттуда работал директором лаборатории». Но все-таки надо признать, что псих он очень фактурный, персонаж, от которого не оторваться. 

Фильм в открытом доступе был выложен на Netflix еще в августе. Но только сейчас о нем вспомнили все мировые СМИ. Хотя его премьера состоялась еще ранее на фестивале независимого американского кино Sundance. Вероятно, это кино станет теперь одним из главных претендентов на «Оскара» как лучший документальный фильм. Тем временем сам Родченков через своего адвоката уже передал, что гордится решением МОК, но теперь опасается за свою жизнь и будет всегда оглядываться через плечо, несмотря на то, что в США он попал под программу о защите свидетелей.

Другие выпуски