Кабинет министров подготовит новый антикризисный пакет поддержки бизнеса после коронавирусных ограничений, который можно оценить в 150–200 миллиардов рублей. Об этом сообщила газета «Известия». В кабмине обсуждают несколько вариантов поддержки: перезапуск программы кредитования бизнеса на выплату зарплат по нулевой ставке, снижение стоимости льготных кредитов для малого и среднего бизнеса, списание задолженности по налогам и страховым взносам; фиксация кадастровой стоимости офисов, торговых объектов, точек общепита и бытового обслуживания на уровне прошлого года; переходный налоговый режим для компаний, которые уже не могут пользоваться патентом и «упрощенкой», но могут пока безболезненно перейти на общую систему налогообложения. Обсудили эту новость с экономистом, управляющим партнером фонда стратегического управления Management Development Group, Inc.Дмитрием Потапенко.
По мнению Потапенко, эти меры поддержки совпадают с избирательным циклом, однако даже 200 миллиардов рублей не помогут российской экономике. «Если мы говорим о том, кого нужно поддерживать, а давайте попробуем поддержать наших сограждан, хот бы какими-то мерами. 2% кредита — это, конечно, классно, но это как из того разряда, что все сдохли, а вот теперь мы им выдадим кредит. Это не мера поддержки, это мера издевательства над почти сдохнувшей экономикой», — сказал экономист.
Дмитрий, добрый вечер!
Добрый день!
Как вы считаете, спасут ли? Потому что, например, издание The Bell проводило опрос среди предпринимателей, которые говорят о том, что предыдущие меры по спасению экономики после пандемии оказались неэффективными. Как говорят предприниматели, по крайней мере.
Знаете, насчет спасут ли отца русской демократии дополнительные сто, двести или триста миллиардов рублей, хочется спросить, а, собственно говоря, спасли ли предыдущие меры хоть кого-нибудь.
Вот я про это же, да.
Тут ключевой-то вопрос в этой части. И поскольку как-то мы не видим, чтобы были спасены какие-то другие бизнесы, мне кажется, что вопрос не в сумме, которая красиво, конечно, озвучивается и красиво так вот в предыдущей части вашего марлезонского балета пиарится, с точки зрения господина Сечина, точно такая же здесь тоже ситуация: собственно говоря, кого же спасут вот эти миллиарды. На мой взгляд, поскольку сейчас идет волна частных и корпоративных банкротств, особенно мелкого и среднего бизнеса, достаточно…
Я присутствую в торговом центре уже, это крупный торговый центр, могу сказать, что «выбитые зубы», то бишь пустые площади сплошь и рядом. Если вы возьмете торговый центр не такой крупный, а какой-нибудь средней руки, то вы увидите, что там они практически опустели, именно не с точки зрения даже заполненности площадей, хотя и это уже процентов на тридцать, но самое главное, простите, а клиенты где? Если мы говорим о том, кого нужно поддерживать, давайте попробуем поддержать наших сограждан хотя бы какими-то мерами. И поэтому 2% кредиты ― это, конечно, классно, но это как раз из того разряда, знаете, уже все сдохли, а теперь давайте мы им выдадим кредиты.
Поэтому это не меры поддержки, это меры издевательства над почти сдохнувшей экономикой.
Как раз в начале февраля Reuters писало про то, что готовятся меры поддержки граждан, о которых вы сейчас говорит, на 500–800 миллиардов рублей. То есть с экономической точки зрения многие говорят, что все-таки лучше не направлять деньги напрямую гражданам, а как раз поддерживать бизнес. Или просто та поддержка, которую они заявляют бизнесу, не является какой-то существенной?
Начнем с базового. Вот эти 500 миллиардов прекрасны и удивительны, только тут есть маленький, знаете, как вишенка на торте. Они почему-то, по странной причине совпадают с каким-то избирательным циклом. Мы в нашей программе с вами обсуждаем исключительно экономику, и поэтому, конечно, все эти выплаты ни при каких обстоятельствах, эти 500 миллиардов ни при каких обстоятельствах не попадут бабушкам и дедушкам и еще так называемым бюджетникам в рамках как бы поддержки правильного голосования.
Поэтому насчет того, будет ли поддержан реальный гражданин, который по странной причине, может быть, и не придет на избирательный участок или вообще не захочет что-либо осуществлять, большой-большой вопрос. На сегодняшний день ни 500 миллиардов, ни 20 миллиардов в данном случае не спасают в первую очередь тонущую экономику Российской Федерации, потому что ключевой вопрос, ― а, собственно говоря, мы ответили на него, ― какой продукт мы как Россия на внешнем экономическом контуре собой представляем.
Но первоочередные шаги, на ваш взгляд, да, Дмитрий, для малого и среднего опять же бизнеса что нужно сделать? Систему как-то поменять?
Ох, вы знаете, как это ― в консерватории было бы недурно поправить. Но если мы говорим о малом и среднем бизнесе, то все, что касается малого бизнеса, у меня, наверно, скоро уже будет такая оскомина на языке, я всегда говорю, что все, что с оборотом до 60 миллионов рублей, в Российской Федерации об этом государство должно быть просто извещено, потому что никаких налогов, никаких государственных треб с этого оборота браться не может в принципе, потому что это не про бизнес, это про самозанятых.
Если мы говорим о бизнесе как среднем, так и крупном, хочется уточнить, по какой причине у нас Центробанк гонит такую ставку, когда, собственно говоря, во всем мире, и даже уж бог с ним, с этим миром, даже у нас кредитные ресурсы строят в районе 4–5%? Вот когда будут у нас 4–5% реально влиты в экономику, и это будет не список Шиндлера, который нужно заполнить, включая анализы на энтеробиоз, и заложить своих родственников, включая их потроха, за последние десять лет бизнесу, вот когда мы сможем брать ресурсы на таких условиях, тогда экономика и перезапустится.
А, да, еще маленькая ремарочка, вишенка на торте. Нашим чиновникам всем дружненько оторвать свои пушистые попки и поехать за границу, продавать, продавать и продавать наши товары. Именно лоббированием такого толка они должны заниматься.
Фото на превью: Dmitry Potapenko / VK