Дмитрий Медведев, Ольга Егорова и другие кандидаты в руководители нового объединенного суда

12/11/2013 - 18:11 (по МСК) Юлия Таратута

Юлия Таратута рассказывает о законопроекте об объединении Высшего арбитражного и Верховного судов России, о том, как к этому органу относится нынешняя власть и кто может его возглавить.

Таратута: А сейчас минутка конспирологии. Я напомню о том, что законопроект об объединении судов был внесен в Государственную Думу 7 ноября, но сама идея была озвучена Владимиром Путиным, президентом, еще летом на Петербургском экономическом форуме. Вот тогда еще участники форума в кулуарах, за кулисами судачили о том, зачем вообще Путину это объединение, и кому уготовано место руководителя.

В отличие от идеи с единым следствием, объединение судов Путину нравится. Единое следствие президента все же отпугивает. В стране появится правоохранительный монстр с монополией на следствие. Свою жилплощадь для этого больше других предлагает Следственный комитет, МВД должно потесниться, того и гляди, получив неограниченный ресурс, заведут дело на какого-нибудь большого чиновника. И уже никакие первые лица не остановят. А вот объединение двух судов для Владимира Путина – проект куда менее опасный, наоборот, даже выгодный. Президенту нравится идея единого центра управления судебными полетами. Вот, мы видим – Путин над ними, судебная вертикаль и управляемость.

Проблема в том, что, как и с единым следствием, сами суды не очень хотят сливаться. В основном, этого не хочет Высший Арбитражный суд, для которого это будет, по сути, не слияние, а поглощение. То есть просто его поглотит Верховный суд, по крайней мере, так выглядит конфигурация, о которой говорят авторы проекта. По одной из версий, вся эта история вообще была задумана для того, чтобы избавиться от главы Высшего Арбитражного суда – Антона Иванова, в контексте общего ослабления команды премьера Медведева, поскольку Антона Иванова считают человеком, одним из игроков его команды.

Антон Иванов, надо отдать ему должное, до сих пор вел себя тихо, против слияния выступал не слишком активно, по слухам, просто договаривался о своей роли в новой судебной истории. Впрочем, за него, ну вот буквально на фоне его молчания, недавно взбунтовались судьи ВАС, 8 из них написали заявления об отставке в знак протеста против упразднения арбитражного суда, как они считают. Ну, а источники в суде Высшем Арбитражном обещали, что бойкот объединения может стать абсолютно массовым.

По другой версии, объединение судов придумали для самого Дмитрия Медведева, который должен получить этот пост в качестве своеобразного, как уже здесь говорилось, отступного или «золотого парашюта». Это произойдет на случай, если само правительство во главе с Дмитрием Медведевым придется отправить в отставку, ну а премьера придется тогда срочно трудоустроить. Самый распространенный слух о дате смены кабинета – это 2014 год, месяц не называется. Но точно все знают, что речь идет о периоде после Олимпийских игр в Сочи. Слух, конечно, выгоден конкурентам Медведева. Номинантом в премьеры что от клана силовиков, что от клана либералов, почему бы не приучить элиту к мысли, что Медведев может уйти? Да и не только элиту, но и Владимира Путина.

Арбитром, к слову, будет выступать только Владимир Путин. До сих пор он соблюдал формальные правила поведения в тандеме. Незнающие люди говорят, что Путин мало кому доверяет так, как премьеру Медведеву. А если отмести высокую конспирологию, то среди номинантов главы объединенного суда называли еще двух больших людей в мире большой политики – это глава Мосгорсуда Ольга Егорова и даже глава Минюста Александр Коновалов. Надо сказать, что с каждым – что с Егоровой, что с Коноваловым – свои проблемы. Во-первых, Коновалов – это тоже человек из команды Медведева, то есть, не менее «медведевский», чем Иванов. А про Ольгу Егорову не до конца ясно, так говорят в судебных кругах, справится ли она с этой должностью, потому что тут политическая роль, дипломатическая и объем полномочий гораздо больше, чем Мосгорсуд.  Неясно пока, такого ли уровня эта политическая фигура.

Главой объединенного суда, учитывая непредсказуемую политику Путина, в принципе, может стать кто угодно. Но я бы не стала списывать со счетов и главу Верховного суда – Вячеслава Лебедева. Он, конечно, пенсионер, и у него были проблемы со здоровьем, он даже недавно попал в катастрофу. Но в Кремле, конечно же, размышляют о том, что кандидаты могут быть и помоложе. Но, в принципе, судья Лебедев – нейтральная, лояльная и неконфликтная фигура. Так что в условиях короткой кадровой скамейки, которой обладает Кремль, Лебедев вполне может усидеть даже не в одном, а сразу в двух креслах, которые, правда, как и меч правосудия, собираются перевезти из Москвы в Санкт-Петербург.

Другие выпуски