Церемония вручения 90-й премии «Оскар» прошла в Лос-Анжелесе 4 марта. Главным триумфатором этого года стал фильм мексиканского режиссера Гильермо дель Торо «Форма воды». Он получил приз за лучший фильм и лучшую режиссерскую работу. Лучшей актрисой года была признана Френсис Макдормэнд за роль в фильме«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Лучшая мужская роль была отдана Гэри Олдмену. Корреспонденты Дождя Денис Катаев и Дарья Полыгаева вместе с продюсером и сценаристом Лисой Астаховой обсудили результаты кинопремии.
«Оскар» без сюрпризов и неожиданностей. Такой скучной и очевидной церемонии не было давно. А ведь это была юбилейная 90-я церемония. На этот раз все прошло так гладко, что инцидент с перепутанными конвертами в прошлом году теперь кажется каким-то невероятным событием. Даже шутки ведущего Джимми Киммела были прогнозируемы. Естественно, он вспомнил этот казус и пожурил сотрудников компании PricewaterhouseCoopers, которые ответственны за правильный подсчет и выдачу тех самых конвертов с именами победителей.
Проехался Киммел несколько раз и по уже дежурной теме харрасмента. Самого «Оскара», обсуждая статуэтку, он обозвал «идеальным пожилым мужчиной без пениса». Пожалуй, самое смелое и скандальное высказывание за все время, не считая пассажа в сторону триумфатора Гильермо дель Торо: «Спасибо, Гильермо, мы навсегда запомним этот год как год, когда мужчины облажались так сильно, что женщины начали встречаться с рыбами». Даже само движение Time’s up на этот раз обошлось без громких акций, черных платьев и яркой атрибутики, сочувствующие ограничились значками. Из ярких выступлений — трио жертв Харви Вайнштейна — Аннабеллы Шиорры, Эшли Джадд и Сальмы Хайек, которые вновь громко заявили о своей правде, новых временах и нравах. Что касается победителей, то здесь совсем без интриг. К букмекерам можно было не ходить: выиграли фавориты.
Главные статуэтки за лучший фильм и режиссерскую работу ушли под воду. Добротно сделанная сказка «Формы воды» Гильермо дель Торо — триумфатор этого года. Пожилые академики, средний возраст которых около 60, предпочли актуальным, бодрым, свежим и резонансным лентам из девятки вечную ценность, архетипичную историю про красавицу и чудовище, не отягощенную лишними смыслами. А зачем разбираться, когда есть вполне очевидная вещь, понятная каждой твари на планете, а еще помножьте это на актуальные мотивы толерантности, инклюзивности и принятии чужого и другого. В общем, повестка дня и тут соблюдена. Сам дель Торо назвал это личным прорывов. Скромному мексиканцу раньше о таком мечтать было нельзя. Примерно в духе Опры Уинфри на «Золотом глобусе», которая рассказывала, как в детстве наблюдала только, как награды получают белые мужчины. Но теперь другие времена, другие победители. Правда, в целом результат все равно не впечатляет. Обошлось без рекордов: из 13 номинаций «Форма воды» получила лишь четыре приза.
Главное разочарование — проигрыш Андрея Звягинцева и его фильма «Нелюбовь». Здесь снова пальму первенства перехватила любовь к другому, иному и непохожему. Чилийская «Фантастическая женщина» — это трансгендер. Здесь уже другая модная тема на первом плане — гендерное равноправие. За это картина получила«медведя» за сценарий в Берлине еще в прошлом году. И вот теперь Оскар. Казалось бы, свободно интегрировавшая в общество после смены пола главная героиня, певица, после смерти любимого мужа становится жертвой агрессии со стороны близкого окружения. Кино о том, как она справляется с этим неприятием и непониманием, как переживает ущемление своих прав.
Но без России все же не обошлось на этой церемонии. В документальной секции тоже предсказуемый итог. Победил фильм «Икар», главный герой в котором — Григорий Родченков и российский допинг с мочой. Этот фильм от Netflix сразу стал сенсацией. Родченков консультирует автора в том, как правильно колоться, а потом приезжает к нему в гости еще в статусе директора лаборатории, знакомство происходит как раз в самый разгар скандала с WADA. Таким образом, спортивное кино превращается в жутко актуальное высказывание про одержимого и опасного доктора, который теперь де-факто лишил российскую сборную национального флага. Мы наблюдаем все процессы: как Родченков попадает в мясорубку истории, как его увольняют из лаборатории, как он убегает в США, нервничает и паникует. В общем, то, что Оскар прописал. Режиссер со сцены посвятил награду Родченкову и пожелал российскому спорту стать, наконец, чистым. Благо, из трансляции вырезать ничего не пришлось. Потому что трансляцию «Первый» канал больше не ведет, а «Кинопоиск» никому не помеха.
Единственной сенсацией, пожалуй, смог стать только инновационный ужастик «Get Out», «Прочь». Ему прочили «Оскар», но не случилось, зато он смог вырвать приз за лучший сценарий у главного фаворита — «Трех билбордов», которых, конечно, на этом «Оскаре» прокатили. Ну, а «Прочь» получил свою статуэтку вполне заслуженно. Этот бодрый и смелый фильм снял дебютант, бывший комик, и он стал одним из самых коммерчески успешных независимых проектов. Комедийный ужастик на тему расизма пришелся по душе американцам. И это тот случай, когда работает не «афроамериканская квота». Просто фильм хороший. Главное, что препарирует режиссер — это расизм, который остается в Соединенных штатах даже в современной Америке главным бичом и скрытой угрозой. Правда, теперь он существует в несколько иных формах, проявляется в политике невмешательства или игнорировании беззакония и жестокости со стороны общества. «Черный теперь в моде» такие фразы можно услышать в фильме. Внутри семьи девушки — шуточки про того же Обаму и постоянные намеки на цвет кожи. Но автор не делает ничего назидательного. Пил все время держит зрителя на поводке, сначала шутит так, что не перестаешь смеяться в голос, а потом дает по башке и оглушает страхом похлеще, чем фильмы Линча.
«Call me by your name», пронзительный фильм про первую любовь, тоже отхватил награду за сценарий, в данном случае за адаптированный. Награду заслуженно получил 89-летний Джеймс Айвори, один из самых старых номинантов. Правда, дальше академики не зашли. «Moonlight» с них достаточно. Тимоти Шаламе, главное открытие года, так и остался без приза хоть и при первой номинации. Приз у него перехватил предсказуемый Гари Олдман, талантливо загримированный под Уинстона Черчилля. Это тоже все предсказывали. Но опять же хотелось сенсации.
Но главным проигравшим следует признать одного из главных фаворитов. «Три билборда», так полюбившийся российской аудитории, так и остался без главных призов. Мартина Макдону, британского драматурга, режиссера этого фильма, все-таки считают чужаком и варягом. Его претензии на Коэнов не оценили, как не старалась Фрэнсис Макдорманд, получившая свою награду. Мексиканцы им ближе.
Фото: Mario Anzuoni / Reuters