Депутат Тумусов: обсудим инициативу Елены Мизулиной. Суррогатное материнство вполне может стать госпрограммой

11/11/2013 - 21:42 (по МСК) Тихон Дзядко, Мария Макеева

Глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отказалась от своих слов о том, что она готовит законопроект о запрете суррогатного материнства. Как она заявила, у депутатов нет законодательных предложений по этому вопросу, однако, общество должно подискутировать на эту тему.

Елена Мизулина считает, что суррогатное материнство содержит в себе очень много опасных противоречий. И поэтому необходимо, как минимум, разъяснять людям все нюансы этого нового способа рождения детей, которое, по данным Мизулиной, в России становится всё популярнее. При этом эксперты говорят, что суррогатное материнство в нашей стране развито не так сильно, как думает депутат.

Давлетгильдеев:  Вообще, масштабы суррогатного материнства в России каковы?

Мельников: Масштабы таковы, что за прошлый год, по моим оценкам, я вам объясню, почему по моим оценкам, около 1000 детей родились с помощью суррогатного материнства.

Давлетгильдеев: То есть, на самом деле, это, конечно, какие-то сотые доли процентов.

Мельников: Это очень мало, естественно.

Давлетгильдеев: Почему по вашим оценкам?

Мельников: Потому что точной статистики нет, так как эта статистика добровольная, клиники сами в добровольном порядке отправляют эту статистику в Российскую Ассоциацию Репродукции Человека. Некоторые отправляют, некоторые – нет.

Давлетгильдеев: Много таких клиник?

Мельников: В Москве порядка 50 клиник.

Давлетгильдеев: Все-таки это достаточно распространенное явление.

Мельников: Это достаточно много, но, например, в такой стране как Израиль, который гораздо меньше России, 420 клиник.

Заявление Мизулиной о том, что законопроекта о запрете нет, последовало сразу же после слов спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Сегодня он коротко отметил, что не поддерживает инициативу о запрете суррогатного материнства. До комментария Сергея Нарышкина Елена Мизулина выражалась куда более определённо и безапелляционно: выступая на конференции по случаю 400‑летия Дома Романовых, депутат заявила, что суррогатное материнство – «это явление, которое грозит вымиранием не только России, но и человечеству в целом», и что такие технологии следовало бы обсудить.

Обсудили эту тему с нашим гостем – членом комитета Госдумы по охране здоровья Федотом Тумусовым.

Макеева: Что вы думаете по поводу этой проблемы?

Тумусов: Согласно российскому законодательству, суррогатное материнство не запрещено. Это технология, которая позволяет при определенных крайних случаях, когда люди хотят иметь ребенка, а физиологически это не получается, иметь радость материнства и отцовства. Поэтому я думаю, это никак нельзя запрещать.

Макеева: Только Мизулина против, все остальные за?

Тумусов: Елена Борисовна очень известный юрист, давно в политике, всегда по разным вопросам имеет свое мнение. Это тоже хорошо.

Дзядко: Вам кажется, что наличие подобной дискуссии – это тоже хорошо? Может быть, эти дискуссии ни к чему, если суррогатное материнство – это шанс для людей, которые не могут иметь детей?

Тумусов: Любую проблему надо обсуждать, рассматривать и плюсы, и минусы этой технологии. Есть и плюсы, и минусы, но что мы получаем в конце? Многие проблемы Российской Федерации заключаются в том, что у нас самые острые проблемы – демографические. У нас уже начинается нехватка трудовых ресурсов, и мы привлекаем трудовые ресурсы из других стран, и это порождает массу проблем. В стратегическом плане стоит проблема, как быть в целом с российским народом. Если демографическая яма будет падать и государство и каждый гражданин не будут принимать никаких мер, мы можем прийти к серьезным последствиям. Поэтому любые направления, которые улучшают демографическую ситуацию в России, - это положительные направления.

Дзядко: Большинство ваших коллег по Комитету по охране здоровья какой позиции придерживаются? Насколько, по вашим ощущениям, это предложение госпожи Мизулиной произвело серьезный эффект на депутатов Государственной Думы?

Тумусов: Сегодня было заседание фракции, обменивались мнениями. Большинство, по моему впечатлению, не совсем одобряет такой запрет. Наоборот, со всех сторон посмотреть, но направление никак нельзя запрещать.

Макеева: То есть рассматривать вы будете. Это будет иметь какое-то продолжение, будет ли Дума собираться по этому поводу?

Тумусов: Я думаю, это будет иметь продолжение. Есть технология экстракорпорального оплодотворения – «в пробирке». Оно появилось как научное открытие, сейчас государство на это обратило внимание. Люди раньше платили огромные деньги, а сейчас государство субсидирует, и почти бесплатно люди могут пользоваться этой технологией. Эту технологию тоже на уровне Государственной Думы и в обществе надо обсудить и поставить рамки. Во-первых, надо дать юридическое определение, что это такое, когда можно, когда нельзя. Например, по законодательству, суррогатной матери нельзя давать свои генетические материалы. Отрегулировать в законодательном плане обязательно надо.

Макеева: Экстракорпоральное оплодотворение может стать частью какой-то программы, и какие-то семьи смогут бесплатно этим воспользоваться?

Тумусов: Это уже государственная программа.

Макеева: И суррогатное материнство сможет?

Тумусов: Почему бы и нет, надо только обсудить со всех сторон.

Дзядко: Дискуссия в Госдуме может пойти именно в этом направлении?

Тумусов: Я не могу сказать, в каком направлении, но со всех сторон проблему надо рассмотреть.

Другие выпуски